Обществознание 9 класс

Пояснительная записка
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценною выполнения выпускником типичных для
подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки
конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной
школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для
продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в
различных сферах жизни общества.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное
общее образование), фундаментального ядра содержания общего образования. Она опирается на опыт создания курса обществознания для
основной школы.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты
изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо
знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и
гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания
учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с
адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные
социальные ситуации; учебную коммуникацию; опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей и задач:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лег), её познавательных интересов, критического мышления в
процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой
культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности» гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и
демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных
ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой
деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической' и
гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий;
самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания ученик должен
знать/понимать:
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе
общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между
существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и
общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов
общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
• извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать
неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм,
экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным
проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления
самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского
мира и
согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося
государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества
семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте

сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках
реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и
правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в
доступной социальной практике, на:
1)
использование элементов причинно-следственного анализа;
2)
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3)
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки
объектов;
4)
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в Другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых
систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6)
подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7)
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки
собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8)
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах
деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на
эти понятия;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных
ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя
основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным
явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в
жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной
жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном
обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; понимание значения трудовой деятельности для
личности и для общества;
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и
коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую
информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную
точку зрения;
• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и
свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании
равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на
осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и
грядущими поколениями.

Тематическое планирование

№
п/п

Тема урока

Тип
урока

Дата
По
плану

1

Введение

2

Политика
власть

3

Государство

Комбинир
ованный

4

Политические
режимы

Изучение
нового
материала

Комбинир
ованный

.

Методы и приемы

Факти
ч.
Структура курса обществознания;
человек и человеческое отношение к
окружающему миру
Обществознание, человек, общество,
государство, политика, право
Что такое политика? Политическая
власть. Роль политики в жизни
общества.Политика, сфера политики

Изучение
нового
материала
и

Планируемые результаты

Происхождение государства. Признаки
государства. Формы государства.
Гражданство.Единство территории,
публичная власть, суверенитет,
законодательнаядеятельность, налоговые
сборы. Монархия, республика.
Унитарноеи федеративное. Гражданство

Методы: Проблемного диалога,
наглядный, частично-поисковый,
практический, контроля.
Формы: индивидуальная,
групповая, фронтальная.
Методы: Проблемного диалога,
наглядный, частично-поисковый,
практический, контроля.
Формы: индивидуальная,
групповая, фронтальная.
Методы: наглядный, частичнопоисковый, практический контроля.
Формы: индивидуальная,
фронтальная.

Тоталитарный режим. Авторитарный
режим. Демократия
Тоталитаризм, авторитаризм, демократия

Методы: наглядный, частичнопоисковый, практический контроля.
Формы: индивидуальная,
фронтальная.

Понятие правового государства.
Соединение силы и справедливости.
Властьв правовом государствеТри ветви
власти: законодательная, исполнительная
и судебная.
Что такое гражданское
общество.Гражданское общество

Методы: наглядный, частичнопоисковый, практический контроля.
Формы: индивидуальная,
фронтальная.

комбиниро
ванный

5

Правовое
государство

6-7

Гражданское
общество

Комбинир
ованный

и

Комбинир
ованный

Методы: наглядный, частичнопоисковый, практический контроля.
Формы: индивидуальная,
фронтальная.

Примечание

государство

8

Участие граждан
в политической
жизни

Комбинир
ованный

9 - 10

Политические
партии
и
движения

Комбинир
ованный

11

Обобщение
«Политика»

Повторите
льно–
обобщающ
ий урок

12

Практикум
по
теме «Политика»

Урок
обобщения
и
систематиза
ции знаний

13 14

Роль права в
жизни человека,
общества
и
государства

Изучение
нового
материала

15

Правоотношения
и субъекты права

Изучение
нового
материала
Комбинир

Выборы, референдумы. Право на равный
доступ к государственной службе.
Обращения в органы власти.Пути
влияния на власть.Всеобщее
избирательное право, тайное
голосование. Политический экстремизм.
Общественно-политические движения.
Политические партии.Политика.
Оппозиция, многопартийность.

Методы: наглядный, частичнопоисковый, практический контроля.
Формы: индивидуальная,
фронтальная.

Систематизировать наиболее часто
задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности
тех или иных вопросов для школьников.
Уметь объяснять явления и процессы
социальной действительности с опорой на
изученные понятия.
Находить нужную социальную
информацию, адекватно её воспринимать,
применяя основные обществоведческие
термины и понятия, преобразовывать в
соответствии с решаемой задачей.
Анализировать реальные социальные
ситуации.
Выбирать адекватные способы
деятельности.
Уметь выполнять познавательные и
практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности
Что такое право? Мера свободы,
справедливости и ответственности Норма
права. Закон. Система законодательства.
Право и закон.Естественное право,
нормативные акты, норма права, отрасль
права,институты права.
Сущность и особенности
правоотношения. Субъекты
правоотношения. Правоотношения,
правоспособность, дееспособность

Методы: практический, контроля.
Формы: индивидуальная,
фронтальная

Методы: наглядный, частичнопоисковый, практический контроля.
Формы: индивидуальная,
фронтальная.

Методы: практический, контроля.
Формы: индивидуальная,
фронтальная

Методы: наглядный, частичнопоисковый, практический контроля.
Формы: индивидуальная,
фронтальная.
Методы: наглядный, частичнопоисковый, практический контроля.
Формы: индивидуальная,
фронтальная.

ованный

16-17

Правонарушения
и юридическая
ответственность

Комбинир
ованный

18

Правоохранитель
ные органы

Комбинир
ованный

19 20

Конституция РФ

Комбинир
ованный

21

Основы
конституционног
о строя РФ

Комбинир
ованный

22

Права и свободы
человека
и
гражданина

Комбинир
ованный

23

Гражданские
правоотношения

Комбинир
ованный

Правонарушение и его признаки. Виды
правонарушений. Юридическая
ответственность. Виды
ответственностиПротивоправность,
деяние, причинениевреда, наличие вины,
преступление, проступок, презумпция
невиновности
Какие органы называют
правоохранительными. Суд.
Прокуратура. Адвокатура.Прокуратура,
МВД, ФСБ, народные заседатели, суд
присяжных, равенствограждан перед
законом.
Этапы развития Конституции. Закон
высшей юридической
силы.Нравственные ценности, ценности
демократии, ценностипатриотизма,
ценности международного
сотрудничества,ценности социального
мира
Конституционный строй. Основы
государства. Основные принципы.
Основы статусачеловека и
гражданина.Выборы, референдум,
многопартийность, суверенитет,
самоопределение
Что такое права человека? Юридические
нормы. Общечеловеческие правовые
документы. Права и свободы человекаи
гражданина. Права ребёнка.Право на
достойное существование, Декларация
прав человека и
гражданина.Юридические гарантии.
Уполномоченный по правам человека
Сущность гражданского права.
Особенности гражданских
правоотношений. Гражданская
дееспособность
несовершеннолетнихСделка, договор,
частичная дееспособность,
недееспособность, потребитель,
моральныйвред.

Методы: наглядный, частичнопоисковый, практический контроля.
Формы: индивидуальная,
фронтальная, групповая

Методы: наглядный, частичнопоисковый, практический контроля.
Формы: индивидуальная,
фронтальная
Методы: наглядный, частичнопоисковый, практический контроля.
Формы: индивидуальная,
фронтальная, групповая

Методы: наглядный, частичнопоисковый, практический контроля.
Формы: индивидуальная,
фронтальная, групповая
Методы: наглядный, частичнопоисковый, практический контроля.
Формы: индивидуальная,
фронтальная

Методы: наглядный, частичнопоисковый, практический контроля.
Формы: индивидуальная,
фронтальная

24

Право на труд.
Трудовые
правоотношения.

Комбинир
ованный

25

Обобщение
«Гражданское
право»

Повторите
льно–
обобщающ
ий урок

26

Семейные
правоотношения

Комбинир
ованный

27

Административн
ые
правоотношения

Изучение
нового
материала
Практичес
кая работа

28

Уголовноправовые
правоотношения

Изучение
нового
материала

39

Социальные
права

Комбинир
ованный

30

Международноправовая защита
жертв
вооруженных
конфликтов

Комбинир
ованный

.

.

Право на труд. Трудовые
правоотношенияТрудовой кодекс,
трудовой договор, трудовая книжка,
профсоюз, дисциплина труда

Методы: наглядный, частичнопоисковый, практический контроля.
Формы: индивидуальная,
фронтальная

Юридические понятия семьи и брака.
Условия и порядок заключениябрака.
Семейные правоотношения.
Правоотношения супругов.
Правоотношения родителей и
детей.Семейный кодекс, брак.
Административное право. Понятие и
черты
административногоправоотношения.
Административное правонарушение.
Антиобщественное и противоправное
деяние, административное наказание

Методы: наглядный, частичнопоисковый, практический контроля.
Формы: индивидуальная,
фронтальная

Особенности уголовного права и
уголовно-правовых отношений. Понятие
преступления. Уголовное наказание и
ответственность
несовершеннолетнихУголовный кодекс
РФ, общественная опасность,
противоправность, виновность,
наказуемость, необходимая оборона
Социальная политика государства. Право
на жилище. Право на социальное
обеспечение. Здоровье под охраной
закона.Социальная и трудовая пенсии,
пенсионный фонд.
Международное гуманитарное право.
Значение международного гуманитарного
права.ООН, Красный крест, военные
преступления

Методы: наглядный, частичнопоисковый, практический контроля.
Формы: индивидуальная,
фронтальная

Методы: наглядный, частичнопоисковый, практический контроля.
Формы: индивидуальная,
фронтальная, групповая

Методы: наглядный, частичнопоисковый, практический контроля.
Формы: индивидуальная,
фронтальная
Методы: наглядный, частичнопоисковый, практический контроля.
Формы: индивидуальная,
фронтальная

31

Правовое
регулирование
отношений
в
сфере
образования

Комбинир
ованный

Законодательство в сфере
образования.Закон «Об образовании»,
ступени образования.

Методы: наглядный, частичнопоисковый, практический контроля.
Формы: индивидуальная,
фронтальная

32

Обобщение
«Право»

Повторите
льно–
обобщающ
ий урок

Методы: наглядный, частичнопоисковый, практический контроля.
Формы: индивидуальная,
фронтальная

33

Практикум по
теме «Право»

Урок
обобщения
и
систематиза
ции знаний

34

Итоговая
контрольная
работа

Урок
контроля и
систематиза
ции знаний

Систематизировать наиболее часто
задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности
тех или иных вопросов для школьников.
Определять собственное отношение к
реалиям социально-правовой
деятельности. Формировать знания о
ключевых правовых понятиях, нормах,
понимание их роли как решающих регуляторов жизни человека и общества.
Уметь применять эти знания к анализу и
оценке реальных социальных ситуаций.
Осознанно строить высказывания,
слушать и вступать в диалог, участвовать
в коллективном обсуждении

Методы: наглядный, частичнопоисковый, практический контроля.
Формы: индивидуальная,
фронтальная, групповая
Методы: наглядный, частичнопоисковый, практический контроля.
Формы: индивидуальная


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».