Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс

Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания
АМС Ирафского района
МБОУ СОШ им. С.Х. Тубеева с. Хазнидон

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «ОРКСЭ»
для обучающихся 4 класса

с. Хазнидон 2023

Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка..........................................................................................................................................................................................................3
Содержание обучения............................................................................................................................................................................................................6
Модуль «Основы православной культуры» ...................................................................................................................................................................6
Модуль «Основы исламской культуры».........................................................................................................................................................................6
Модуль «Основы буддийской культуры» ......................................................................................................................................................................6
Модуль «Основы иудейской культуры».........................................................................................................................................................................6
Модуль «Основы религиозных культур народов России» ............................................................................................................................................7
Модуль «Основы светской этики» ..................................................................................................................................................................................7
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы религиозных
культур и светской этики» на уровне начального общего образования ............................................................................................................................8
Личностные результаты ...................................................................................................................................................................................................8
Метапредметные результаты ...........................................................................................................................................................................................8
Предметные результаты .................................................................................................................................................................................................11
Тематическое планирование ...............................................................................................................................................................................................22
Модуль «Основы православной культуры» .................................................................................................................................................................22
Модуль «Основы исламской культуры».......................................................................................................................................................................30
Модуль «Основы буддийской культуры» ....................................................................................................................................................................51
Модуль «Основы иудейской культуры».......................................................................................................................................................................74
Модуль «Основы религиозных культур народов России» ..........................................................................................................................................92
Модуль «Основы светской этики» ..............................................................................................................................................................................104

2

Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (предметная область
«Основы религиозных культур и светской этики») (далее соответственно – программа по ОРКСЭ, ОРКСЭ) включает пояснительную
записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по основам религиозных культур и светской этики, тематическое
планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения ОРКСЭ, место в структуре учебного плана, а также
подходы к отбору содержанияи планируемым результатам.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в 4 классе на уровне
начального общегообразования.
Планируемые результаты
освоения
программы
по
ОРКСЭ
включают
личностные,
метапредметные результаты,
а также
предметные
достиженияобучающегося за весь период
обучения на уровне начального общего образования.В тематическом планировании отражено программное содержание по всем разделам
(темам)
курса;
раскрывается
характеристика
основных видов
деятельности обучающихся при изучении той или иной темы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по ОРКСЭ на уровне начального общего образования составленана
основе требований
к
результатам
освоения
основной образовательнойпрограммы начального общего образования ФГОС НОО, а также
ориентирована нацелевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализацииобучающихся, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.Программа по ОРКСЭ состоит из учебных модулей по выбору: «Основы православной
культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийскойкультуры»,
«Основы иудейской культуры»,
«Основы
религиозных культурнародов России», «Основы светской этики». Выбор модуля осуществляется позаявлению
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся.
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному модулю. При конструировании
планируемых результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте, и специфика содержания
каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает каждый
обучающийся, независимо от изучаемого модуля. Поскольку предмет изучается один год (4 класс), то все результаты обучения
представляются за этот период. Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному
поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:

–

знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых
религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);

–
–

развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование
ценностно­смысловой сферыличности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностейсемьи;

–

развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на
основе взаимного уважения и диалога. Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ – культурологический подход,
способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России
(православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и
обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и
ценностях религиозных и светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности,
осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к
преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения
выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить
адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности,
осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и
т. п.
Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются
психологические
особенности
детей,
завершающих
обучение в начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи
подчёркивают естественную открытость детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на окружающую действительность,
остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость,
доброту других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это становится предпосылкой к пониманию
законов существования в социуме и принятию их как руководства к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо
учитывать, что младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные поучения, поэтому особое
внимание должно быть уделено эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или
нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения.
В рамках реализации ОРКСЭ в части преподавания учебных модулейпо основам религиозных культур не предусматривается
подготовка обучающихся к участию в богослужениях, обучение религиозной практике в религиозной общине.
Общее число часов, рекомендованных для изучения ОРКСЭ, ‒ 34 часа (одинчас в неделю в 4 классе).

3

Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Модуль «Основы православной культуры»
Россия – наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане.
Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду.
Долг и
ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык
православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники.
Христианская семьяи её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы исламской культуры»
Россия – наша Родина. Введение в исламскую традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель
нравственности в исламской традиции. Во что верят мусульмане. Добро и зло в исламской традиции. Нравственные основы ислама. Любовь
к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама. Обязанности мусульман. Для чего
построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Праздники исламских народов
России: их происхождение и особенности проведения.Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонациональногои многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы буддийской культуры»
Россия – наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святыни.
Будды и бодхисатвы. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские
символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники
в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонациональногои многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы иудейской культуры»
Россия – наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора – главная книга иудаизма.
Классические тексты иудаизма.
Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её
устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное
принятие заповедей. Еврейский дом. Еврейский календарь: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и
традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонациональногои многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы религиозных культур народов России»
Россия – наша Родина. Культура и религия. Религиозная культура народов России. Мировые религии и иудаизм. Их основатели.
Священные книги христианства, ислама, иудаизма, буддизма. Хранители предания в религиях. Человек в религиозных традициях народов
России. Добро и зло. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религия и мораль. Нравственные заповеди христианства,
ислама, иудаизма, буддизма. Обычаи и обряды. Праздники и календари в религиях. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность,
труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы светской этики»
Россия – наша Родина. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы
нравственности в культуре Отечества, в культурах разных народов России. Государство и мораль гражданина, основной закон (Конституция) в
государстве как источник российской светской (гражданской) этики. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что
значит быть нравственным в наше время. Нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Семейные ценности и этика
семейных отношений. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонациональногои многоконфессионального народа России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по ОРКСЭ на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формирования внутренней позиции личности. В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе
у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

–
–
–
–
–

понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину;
формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознаватьсвою этническую и национальную принадлежность;
понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;
понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества;
осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии;

4

Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс

–

строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать
конфликты, уважать другое мнение независимо от принадлежности собеседников к религии илик атеизму;

–

соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к
духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания;

–

строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость,
доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь;

–

понимать необходимость обогащать свои знания о духовно­нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение,
избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей;

–

понимать необходимость

бережного

отношения

к материальными духовным ценностям.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В результате изучения ОРКСЭ
познавательные универсальные учебные

на уровне начального

общего образования у

обучающегося

будут

сформированы

действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Метапредметные результаты:

–

овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их
достижения;

–

формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации,определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы
в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

–

совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное
использование речевых средств и средств информационно­коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и
познавательных задач;

–

совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных

заданий;

–

овладевать навыками смыслового чтения
высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

текстов

различных

стилей и

жанров,

осознанного

построения

речевых

–

овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и
причинно­следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

–

формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и
право каждого иметь своюсобственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

–

совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её
достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия

–

ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества – мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм,
благотворительность,а также используемых в разных религиях (в пределах изученного);

–

использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение,
вычисление);

–

применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на
основе изучаемого фактического материала;

–

признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные
доказательства;

–

выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Работа с информацией:

–

воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к
гражданской этике;

–

использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую,
графическую, видео);

–

находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в
Интернете (в условиях контролируемого входа);

–

анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и
правильность.
Коммуникативные универсальные учебные действия:

–

использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и
художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;

5

Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс

–

соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы
уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения;

и

высказывать

своё

мнение;

проявлять

–

создавать
небольшие
тексты­описания,
тексты­рассуждения для воссоздания, анализа и оценки
нравственно­этических идей, представленныхв религиозных учениях и светской этике.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация и самоконтроль:

–

проявлять
самостоятельность,
инициативность,
организованность в осуществлении учебной деятельности и в
конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для
здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения;

–

проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь
на
нравственные
современного российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничениюв поведении;

правила

и

нормы

–

анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям,
предметам трудовой деятельности);

–

выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать
проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла;

–

проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах
светской этики и этикета.
Совместная деятельность:

–

выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе,
спокойно приниматьзамечания к своей работе, объективно их оценивать;

–

владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать
возникающие конфликты;

–

готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным
материалом и видеопрезентацией.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Модуль «Основы православной культуры»
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной культуры» должны обеспечивать следующие достижения
обучающегося:

–

выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых
для жизни представленийо себе, людях, окружающей действительности;

–

выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека,
приводить примеры;

–

выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно­нравственной
культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;

–

рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в
между людьми, в общениии деятельности;

выстраивании

отношений

в

семье,

–

раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие,
прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное
содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала;
объяснять «золотое правило нравственности» в православной христианской традиции;
этики;

–

первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций православной

–

раскрывать
своими
словами
первоначальные
представления о мировоззрении (картине мира) в православии,
вероучении о Боге­Троице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;

–

рассказывать о Священном Писании Церкви – Библии (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и
житиях святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия,
Венчания, Исповеди), монашествеи монастырях в православной традиции;

–

рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах
поведения в храме, общенияс мирянами и священнослужителями;

–

рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение Христово и Рождество Христово), православных
постах, назначении поста;

–

раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и ответственности членов семьи,
отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных ценностей;

–

распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл (православный крест) и значение в православной

–

рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи; выделять и объяснять особенности икон в

культуре;

6

Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс
сравнении с картинами;

–

излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной традиции в России (Крещение Руси),
своими словами объяснять рольправославия в становлении культуры народов России, российской культурыи государственности;

–

первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного исторического и культурного наследия в
своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлениюи представлению её результатов;

–

приводить примеры нравственных поступков,
совершаемых
внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести;

с

опорой на этические нормы религиозной культуры и

–

выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии,
свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание
российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить
примеры сотрудничества последователей традиционных религий;

–

называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;

–

выражать своими словами понимание
духовно­нравственной культуре, традиции.

человеческого

достоинства, ценности

человеческой

жизни

в

православной

Модуль «Основы исламской культуры»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы исламской культуры» должны отражать сформированность умений:

–

выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовногоразвития как осознания и усвоения человеком значимых
для жизни представленийо себе, людях, окружающей действительности;

–

выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека,
приводить примеры;

–

выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно­нравственной
культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
в

–

семье,

рассказывать о нравственных заповедях, нормах исламской религиозной морали, их
между людьми,в общении и деятельности;

значении

в

выстраивании

отношений

–

раскрывать основное содержание нравственных категорий в исламской культуре, традиции (вера, искренность, милосердие,
ответственность, справедливость, честность, великодушие, скромность, верность, терпение, выдержка, достойное поведение, стремление к
знаниям);
этики;

–
–

первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций исламской

раскрывать
своими
единобожии, вере и её основах;

словами

первоначальные

представленияо мировоззрении (картине мира) в исламской культуре,

–

рассказывать о Священном Коране и сунне – примерах из жизни пророка Мухаммада; о праведных предках, о ритуальной практике
в исламе (намаз, хадж, пост, закят, дуа, зикр);

–

рассказывать о назначении и устройстве мечети (минбар, михраб), нормах поведения в мечети, общения с верующими и
служителями ислама;

–
–

рассказывать о праздниках в исламе (Ураза­байрам, Курбан­байрам,Маулид);

раскрывать основное содержание норм отношений в исламской семье, обязанностей и ответственности членов семьи; норм
отношений детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; норм отношений с дальними родственниками,
соседями; исламских семейных ценностей;

–
–

распознавать исламскую символику, объяснять своими словами её смысли охарактеризовать назначение исламского орнамента;

рассказывать о художественной культуре в исламской традиции, религиозных напевах, каллиграфии, архитектуре, книжной
миниатюре, религиозной атрибутике, одежде;

–

излагать основные исторические сведения о возникновении исламской религиозной традиции в России, своими
объяснять роль ислама в становлении
культуры
народов
России,
российской
культурыи государственности;

словами

–

первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исламского исторического и культурного наследия в своей
местности, регионе (мечети, медресе, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;

–

приводить примеры нравственных поступков,
совершаемых
внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;

с

опорой на этические нормы религиозной культуры и

–

выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии,
свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание
российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить
примеры сотрудничества последователей традиционных религий;

–

называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;

–

выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в исламской духовно­ нравственной

7

Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс
культуре, традиции.
Модуль «Основы буддийской культуры»
Предметные результаты
сформированность умений:

освоения

образовательной

программы модуля «Основы буддийской культуры» должны отражать

–

выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовногоразвития как осознания и усвоения человеком значимых
для жизни представленийо себе, людях, окружающей действительности;

–

выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека,
приводить примеры;

–

выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно­нравственной
культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;

в

–

семье,

рассказывать о нравственных заповедях, нормах буддийской религиозной морали, их
между людьми,в общении и деятельности;

значении

в

выстраивании

отношений

–

раскрывать основное содержание нравственных категорий в буддийской культуре, традиции (сострадание, милосердие, любовь,
ответственность, благие и неблагие деяния, освобождение, борьба с неведением, уверенность в себе, постоянство перемен, внимательность);
основных идей (учения) Будды о сущности человеческой жизни, цикличности и значения сансары; понимание личности как совокупности всех
поступков; значение понятий «правильное воззрение» и «правильное действие»;
этики;

–

первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций буддийской

–

раскрывать
своими
словами
первоначальные
представленияо мировоззрении (картине мира) в буддийской культуре,
учении о Будде (буддах), бодхисаттвах, Вселенной, человеке, обществе, сангхе, сансаре и нирване; понимание ценности любой формы жизни как
связанной с ценностью человеческойжизни и бытия;

ламами;

–
–
–
–

рассказывать о буддийских писаниях, ламах, службах; смысле принятия, восьмеричном пути и карме;
рассказывать о назначении и устройстве буддийского храма, нормах поведения в храме, общения с мирскими последователями и
рассказывать о праздниках в буддизме, аскезе;

раскрывать основное содержание норм отношений в буддийской семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении
детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; буддийских семейных ценностей;

–
–
–

распознавать буддийскую символику, объяснять своими словами её смысл и значение в буддийской культуре;
рассказывать о художественной культуре в буддийской традиции;

излагать основные исторические сведения о возникновении буддийской религиозной традиции в истории и в России, своими
словами объяснять роль буддизма в становлении культуры народов России, российской культурыи государственности;

–

первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению буддийского исторического и культурного наследия в
своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлениюи представлению её результатов;

–

приводить примеры нравственных поступков,
совершаемых
внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести;

с

опорой на этические нормы религиозной культуры и

–

выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии,
свободы вероисповедания;
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного
(общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества
последователей традиционных религий;

–

называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;

–

выражать своими словами понимание
духовно­нравственной культуре, традиции.

человеческого

достоинства,

ценности человеческой

жизни

в

буддийской

Модуль «Основы иудейской культуры»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы иудейской культуры» должны отражать сформированность умений:

–

выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения чело­ веком значимых
для жизни представленийо себе, людях, окружающей действительности;

–

выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека,
приводить примеры;

–

выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно­нравственной
культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;

–

рассказывать о нравственных заповедях, нормах иудейской морали, их значении в выстраивании отношений в семье,
между людьми, в общении и деятельности;

–

раскрывать основное содержание нравственных категорий в иудейской культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение,

8

Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс
покаяние, сострадание, ответственность, послушание, исполнение заповедей, борьба с грехом и спасение), основное содержание и место
заповедей (прежде всего, Десяти заповедей) в жизничеловека; объяснять «золотое правило нравственности» в иудейской религиозной традиции;
этики;

–
–

первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций иудейской

раскрывать
своими
словами
единобожии, об основных принципах иудаизма;

первоначальные

представления о мировоззрении (картине мира) в иудаизме, учение о

–

рассказывать о священных текстах иудаизма – Торе и Танахе, о Талмуде, произведениях выдающихся деятелей иудаизма,
богослужениях, молитвах;

поста;

–
–

рассказывать о назначении и устройстве синагоги, о раввинах, нормах поведения в синагоге, общения с мирянами и раввинами;
рассказывать об иудейских праздниках (не менее четырёх, включая Рош­а­Шана, Йом­Киппур, Суккот, Песах), постах, назначении

–

раскрывать основное содержание норм отношений в еврейской семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношений
детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; иудейских традиционных семейных ценностей;

–
–

распознавать иудейскую символику, объяснять своими словами её смысл (магендовид) и значение в еврейской культуре;

рассказывать о художественной культуре в иудейской традиции, каллиграфии, религиозных напевах, архитектуре, книжной
миниатюре, религиозной атрибутике, одежде;

–

излагать основные исторические сведения о появлении иудаизма на территории России, своими словами объяснять роль
иудаизма в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности;

–

первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению иудейского исторического и культурного наследия в своей
местности, регионе (синагоги, кладбища, памятные и святые места), оформлению и представлению еёрезультатов;

–

приводить примеры нравственных поступков,
совершаемых
внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести;

с

опорой на этические нормы религиозной культуры и

–

выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии,
свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание
российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить
примеры сотрудничества последователей традиционных религий;

–

называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;

–

выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в иудейской духовно­нравственной
культуре, традиции.
Модуль «Основы религиозных культур народов России»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы религиозных культур народов России» должны отражать сформированность умений:

–

выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения чело­ веком значимых
для жизни представленийо себе, людях, окружающей действительности;

–

выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека,
приводить примеры;

–

выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно­ нравственной
культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;

–

иудаизм),

рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях России
их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми;

(православие,

ислам,

буддизм,

–

раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг, свобода, ответственность, милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь) в религиозной культуре народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме); объяснять
«золотое правило нравственности» в религиозных традициях;

–
–

соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами,заповедями в традиционных религиях народов России;

раскрывать
своими
словами
первоначальные
православия, ислама, буддизма, иудаизма; об основателях религий;

представления о мировоззрении (картине мира) в вероучении

–

рассказывать о священных писаниях традиционных религий народов России (Библия, Коран, Трипитака (Ганджур), Танах),
хранителях предания и служителях религиозного культа (священники, муллы, ламы, раввины), религиозных обрядах, ритуалах, обычаях (1–2
примера);

–

рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений (храмов) традиционных религий народов России, основных
нормах поведения в храмах, общения с верующими;

–

рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма,
иудаизма, не менее одного религиозного праздника каждой традиции);

–

раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье (православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее
представление о семейных ценностях в традиционных религиях народов России;
понимание
отношения к труду, учению в
традиционных религиях народов России;

9

Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс

–

распознавать религиозную символику традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма
минимально по одному символу), объяснять своими словами её значение в религиозной культуре;

–

рассказывать о художественной культуре традиционных религий народов России (православные иконы, исламская каллиграфия,
буддийская танкопись);главных особенностях религиозного искусства православия, ислама, буддизма, иудаизма (архитектура, изобразительное
искусство, язык и поэтика религиозных текстов, музыки или звуковой среды);

–

излагать основные исторические сведения о роли традиционных религий в становлении культуры народов России, российского
общества, российской государственности;

–

первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия традиционных
религий народов Россиив своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её
результатов;

–

приводить примеры нравственных поступков,
совершаемых
внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;

с

опорой на этические нормы религиозной культуры и

–

выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии,
свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание
российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить
примеры сотрудничества последователей традиционных религий;

–

называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются
православие, ислам, буддизм, иудаизм;
России.

–

выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в традиционных религиях народов

Модуль «Основы светской этики»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы светской этики» должны отражать сформированность умений:

–

выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовногоразвития как осознания и усвоения человеком значимых
для жизни представленийо себе, людях, окружающей действительности;

–

выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека,
приводить примеры;

–

выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно­нравственной
культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;

–

рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и
поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях
человека и гражданинав России;

–

раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность,
сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели,
патриотизм, труд) в отношениях между людьмив российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»;

–

высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и
государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры;

–

первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской
светской (гражданской) этики;

–

раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики:
любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного
наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к
природе, забота о животных, охрана окружающей среды;

–

рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества; российских праздниках (государственные,
народные, религиозные, семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх),
религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли
семейных праздников в жизни человека, семьи;

–

раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных
ценностей (семья – союз мужчиныи женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рожденияи воспитания детей;
любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков);
российских традиционных семейных ценностей;

–

распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять её значение; выражать уважение
российской государственности, законам в российском обществе;

–

рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать
нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;

–

рассказывать
своего региона;

–

российской

о

российских культурных и

природных

памятниках, о культурных и природных достопримечательностях

раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на
гражданственности и патриотизма в истории России;

примерах

образцов

нравственности,

10

Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс

–
–

объяснять

своими

словами

роль

светской

(гражданской)

этикив становлении российской государственности;

первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия народов России,
российского обществав своей местности, регионе, оформлению и представлению её результатов;

–

приводить примеры нравственных поступков,
совершаемых с опорой на этические нормы российской светской
(гражданской) этики и внутреннююустановку личности поступать согласно своей совести;

–

выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии,
свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание
российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить
примеры сотрудничества последователей традиционных религий;

–

называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются
православие, ислам, буддизм, иудаизм;

–

выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в российской светской
(гражданской) этике.

11

Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»
№
п/п

1

Наименование

Количествочасов

разделов и тем учебного
предмета
Россия – нашаи
Родина

1

Программное
содержание

Россия – многонациональное
государство. Духовныймир человека.
Культурные традиции ивечные ценности.
Семейные ценности

Характеристика основных видовдеятельности
обучающихся

Пользоваться условными обозначениямиучебника.
Вести учебный, межкультурный диалог. Различать способы и средства познания
духовныхтрадиций.
Оценивать результаты своей работы на урокеи во внеурочной деятельности.
Понимать значение духовных традиций народовРоссии в жизни человека, семьи,
общества.
Осознавать ценность дружеских отношений
между людьми

2

Культура и религия
.Возникновение религий.
Мировые религии и иудаизм.
Основатели религий мира.

4

Понятие религии. Первобытные верования.
Древние религии.
Национальные и мировые
религии.
Традиционные религииРоссии.
Понятие культуры.Материальная
и духовная культура.
Взаимосвязь культуры

Понимать значение понятий: ритуал, материальная культура и духовная культура,
пантеон, Завет, вера в Единого Бога, иудаизм,христианство, ислам, буддизм.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливатьсодержание прочитанного текста.
Рассказывать об основных религиях, распространённых на территории
России; о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры,истории и религии, о
предпосылках

12

Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс
и религии. Влияние религии на
культуру.Первые религии.
Многобожие. Появлениеиудаизма как
первой религии, основанной
на вере в Единого Бога.Возникновение
христианства. Основы учения Иисуса
Христа.Возникновение ислама.
Возникновение буддизма. Основные
истины буддизма

3

Священные книги
христианства, ислама,
иудаизма и буддизма

2

Что такое священные
книги. Священная книга буддизма –
Трипитака (Три корзины мудрости).
Священные книги иудаизма и
христианства.
Священная книгаислама –
Коран.
Священные книги какобязательная
часть любой религии

возникновения и нравственных основах религий;о первых религиях, об истории
возникновения иудаизма, христианства, ислама и буддизма.
Работать с картой.
Различать традиционные и нетрадиционныерелигии.
Сопоставлять особенности мировых инациональных религий.
Определять религиозные основы отдельныхявлений культуры.
Выявлять в них общность и различие, приводитьпримеры.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения

Понимать значение понятий: Трипитака, Библия,Ветхий Завет, Новый Завет,
Евангелие, Коран.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливатьсодержание прочитанного текста.
Рассказывать о священных книгах буддизма,иудаизма, христианства, ислама.
Определять сходство этических постулатовсвященных книг религий мира.
Совершенствовать умения в областикоммуникации, чтения и
понимания
прочитанного, ответов на учебные вопросы
разных типов, построения связного высказывания.

13

Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения
4

Хранители преданияв религиях
мира

2

Необходимость хранителя
преданиядля любой религии.
Жрецы. Раввиныв иудаизме.
Христианские
священнослужители. Мусульманская
община.Буддийская община

Понимать значение понятий: жрец, раввин,епископ, священник, имам,
лама.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливатьсодержание прочитанного текста.
Рассказывать о том, когда появились хранителипредания; кто такие жрецы; какую
роль в иудаизме играют раввины; об иерархии христианской церкви; об
организации мусульманской общины; о буддистской сангхе
и ламах

5

Добро и зло

2

Представление
о происхождении добра и зла в разных
религиях.
Понятия греха и раскаяния в
разныхрелигиях.
Сходство и различия представлений о
добре и зле в разных религиях

Понимать значение понятий: добро, зло, грех, раскаяние, воздаяние – в контексте
религиозныхтрадиций мира.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливатьсодержание прочитанного текста.
Рассказывать о причинах появления зла
и возможностях его преодоления в контекстетрадиций буддизма,
христианства, ислама
и иудаизма.
Соотносить понятия добра и зла с личнымопытом, опытом других людей.
Устанавливать связи полученных знаний
со знаниями по литературному чтению

14

Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс
и окружающему миру.
Проверять себя и самостоятельно оцениватьсодержание прочитанного текста

6

7

Человек
в религиозных традициях
народовРоссии

Священные
сооружения

2

2

Действия верующего человека для
общения с Богом. Христианские
таинства. Соблюдениерелигиозных
предписаний в иудаизме.Формы служения
Богу, предписанные в Коране. Традиции
буддизма.
Молитва в разных религиозных
традициях

Предназначение
священных сооружений.
Необходимость
священных сооруженийдля любой
религии.
Священные здания
иудаизма. Христианские

Понимать значение понятий: молитва, таинство,намаз, мантра.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливатьсодержание прочитанного текста.
Рассказывать об основных действиях верующегочеловека в религиозных традициях
мира, о том, что делает верующий человек для общения
с Богом, что такое молитва, таинство, намаз,мантра.
Приводить примеры религиозного поведения людей из личного опыта и опыта
других людей,из литературных источников.
Выражать позитивное ценностное отношениек поведению религиозных людей.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
результаты учебной работы

Понимать значение понятий: синагога, церковь,мечеть, ступа, пагода.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливатьсодержание прочитанного текста.
Рассказывать о назначении и устройстве синагоги,
христианской церкви, мечети, ступы и пагоды.

15

Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс
храмы. Мечети. Буддийские священные
сооружения

Выявлять общность и различия в устройствеи назначении священных
сооружений.
Осознавать при нахождении в священных сооружениях необходимость соблюдения
правилповедения, принятых в соответствующей религиозной общине.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
результаты учебной работы

8

Искусство
в религиознойкультуре

2

Связь искусства ирелигии.
Искусство в религиознойкультуре
христианства.
Искусство в религиознойкультуре ислама.
Искусство в религиознойкультуре
иудаизма.
Искусство в религиознойкультуре
буддизма.
Взаимосвязь особенностей религиозного
искусствас традициями веры

Понимать роль искусства в религиозныхкультурах.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливатьсодержание прочитанного текста.
Рассказывать об общих особенностях искусствав христианстве, исламе, иудаизме,
буддизме.
Устанавливать взаимосвязь особенностей религиозного искусства с
традициями веры.
Использовать знания, полученные на уроках
по литературному чтению и окружающему миру,для осмысления взаимосвязи
светского
и религиозного искусства.
Проверять себя и самостоятельно оцениватьрезультаты учебной работы

9

Творческие работыучащихся

2

Содержание
деятельности
определяется

Иметь представление о материале, изученном
на уроках модуля «Основы религиозных культур

выбранными учащимися

народов России», о содержании учебного проектаи способах его реализации.

16

Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс
темами и выбраннымиучителем
организационными формами и
жанрами (проект, сочинение
и т. д.), форматом итогового
мероприятия.
Подготовка
к выполнению праздничного проекта.
Выполнение одного из заданий в
рамках
работы над праздничнымпроектом.
Презентации результатов
работы и их обсуждение

10

Религиозная
культура народовРоссии

2

Выбор веры княземВладимиром.
Православное христианство в истории
России. Другие христианские
конфессии в России.Ислам в
России.
Иудеи в истории России.Распространение
буддизма в России

Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливатьсодержание прочитанного текста.
Обобщать и систематизировать знания; планировать и корректировать
самостоятельнуюработу.
Работать в группе.
Представлять результаты коллективной
или индивидуальной работы; оценивать своюдеятельность.
Проверять себя и самостоятельно оцениватьрезультаты учебной работы

Рассказывать об основных этапах возникновенияи развития православия и других
религий
в России, о том, как и почему на Руси выбралихристианскую веру, какую роль
сыграло православие в истории России, какую роль
в истории России сыграли люди, исповедовавшиеислам, буддизм, иудаизм, католическую
и протестантскую веру. Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать
содержание прочитанного текста.

17

Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс
Работать в группе и представлять результатыколлективной работы.
Комментировать иллюстративный ряд, соотноситьтекст с иллюстрациями.
Аргументировать свою точку зрения.
Составлять небольшой текст-рассуждение назаданную тему.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
результаты учебной работы

11

Религиозные ритуалы.
Обычаии обряды

4

Понятие ритуала.
Возникновение обрядов.
Виды религиозных обрядов.
Основные обряды христианства.
Основные обряды
в исламе. Основныеобряды
иудаизма.
Основные обрядыбуддизма.
Что такое паломничество.
Паломничество в
традиционныхрелигиях
России

Понимать значение понятия «обряды»,паломничество, реликвии,
мощи.
Рассказывать о религиозных ритуалах в религиях мира, о том, что такое обряды
(ритуалы) и как онивозникли; какими бывают обряды в христианстве,исламе, буддизме
и иудаизме; о паломничестве
в христианстве, исламе, иудаизме, буддизме.Прогнозировать содержание
урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливатьсодержание прочитанного текста.
Осознавать: важность толерантного отношенияк обычаям и обрядам различных
религиозных культур; этический смысл паломничеств
и святынь в религиозных традициях. Совершенствовать умения
в областикоммуникации, чтения и понимания
прочитанного, ответов на учебные вопросы
разных типов, построения связного высказывания.

18

Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс
Комментировать иллюстративный ряд, соотноситьтекст с иллюстрациями.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
результаты учебной работы

12

Праздники и
календари

2

Что такое паломничество.
Паломничествов
христианстве.
Паломничествов исламе.
Паломничествов иудаизме.
Паломничествов буддизме

Понимать значение понятий: паломничество,реликвии, мощи.
Рассказывать о паломничестве в христианстве,исламе, иудаизме, буддизме.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливатьсодержание прочитанного текста.
Осознавать этический смысл паломничестви святынь в религиозных
традициях.
Комментировать иллюстративный ряд, соотноситьтекст с иллюстрациями.
Проверять себя и самостоятельно оцениватьрезультаты учебной работы.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливатьсодержание прочитанного текста.
Рассказывать о главных праздниках иудеев,христиан, мусульман, буддистов.
Осознавать важность толерантного отношения
к праздникам и обычаям различных религиозныхкультур.
Работать в группе и представлять результатыколлективной работы.
Комментировать иллюстративный ряд, соотносить

19

Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс
текст с иллюстрациями.
Проверять себя и самостоятельно оцениватьрезультаты учебной работы

13

Религия и мораль.
Нравственные заповеди
в христианстве, исламе,
буддизмеи иудаизме

2

Принцип ценности человеческой жизни
какосновополагающий принцип всех
религий. Заповеди иудаизма и
христианства.
Нравственное учениеислама. Учение
о поведении человекав буддизме

Рассказывать о нравственных заповедях иудаизмаи христианства, о нравственном
учении ислама,
о буддийском учении, о поведении человека.Прогнозировать содержание
урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливатьсодержание прочитанного текста.
Объяснять, что общее в учениях традиционныхрелигий.
Развивать ценностное отношение к собственнымпоступкам.
Использовать знания, полученные на уроках
по литературному чтению и окружающему миру,для осмысления нравственного
содержания религий.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
результаты учебной работы

14

Милосердие, забота о
слабых,взаимопомощь

1

Милосердие в различныхрелигиях. Учение
Христа о милосердии.
Благотворительная деятельность
христианской церкви.Формы
выражения
милосердия в исламе.

Объяснять нравственный смысл милостыни.Прогнозировать содержание
урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливатьсодержание прочитанного текста.
Рассказывать о традициях милосердия
в иудаизме, христианстве, исламе и буддизме,
о том, как разные религии учат состраданию,милосердию и помощи людям.

20

Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс

15

16

Семья и семейныеценности

Долг, свобода,
ответственность,труд

1

1

Сострадание к живым существам как
основа буддизма. Социальныепроблемы
общества
и отношение к нимв религиозных
традициях

Понимать необходимость проявления милосердияв собственном поведении.
Комментировать иллюстративный ряд, соотноситьтекст с иллюстрациями.
Проверять себя и самостоятельно оцениватьрезультаты учебной работы

Роль семьи в жизни человека и
общества.Семья как Малая
Церковь, школа любви
в христианстве. Брак какобязанность
человека
в исламе. Назначение семьив
буддизме.
Уважительноеотношение
к родителям – часть любого
религиозного
вероучения

Рассказывать о том, как традиционные религииРоссии относятся к семье.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливатьсодержание прочитанного текста.
Понимать необходимость ответственногоотношения к семейным
ценностям.
Использовать знания, полученные на уроках
по литературному чтению и окружающему миру,для осмысления ценности семьи в
светской

Понимание долга, свободы,
ответственности, трудав разных
религиях

Понимать значение понятий: долг, свобода, ответственность, труд – в контексте
традиционныхрелигий.
Прогнозировать содержание урока.

и религиозной традиции.
Проверять себя и самостоятельно оцениватьрезультаты учебной работы

Читать и воспринимать прочитанное, осмысливатьсодержание прочитанного текста.

21

Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс
Использовать личный опыт, опыт других людей, знания, полученные на уроках по
литературному чтению и окружающему миру, для осмысления ценности долга,
ответственности, труда в светскойи религиозных традициях.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
результаты учебной работы

17

Любовь и уважениек Отечеству

1

Этапы становления духовных традиций
России. Любовь – основачеловеческой
жизни.
Служение человека обществу, Родине.
Патриотизм многонационального и
многоконфессиональногонарода России.
Консультация учителя, как готовиться к
урокам33, 34. Творческие работы (дома
с родителями или
законными

Рассказывать об исторических этапах становлениядуховных традиций в России.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливатьсодержание прочитанного текста.
Объяснять значение духовных традиций народовРоссии, важность их изучения и
сохранения.
Сопоставлять понятия «духовная традиция»,
«патриотизм», «Отечество», «служение».Размышлять о духовном мире
человека,
о культурных традициях и их значении в жизничеловека, семьи, общества.
Проверять себя и самостоятельно оцениватьрезультаты учебной работы

представителями)
на тему «Диалог культурво имя
гражданского
мира и согласия»

22

Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс
(народное творчество,
стихи, песни, кухня народов России и т.

18

Обобщающий урок.Подведение
итогов

1

д.)
Содержание
деятельности
определяется
выбранными учащимисятемами и
выбранными учителем организационными
формами и жанрами (проект, сочинение,
беседа в классе и т. д.), форматом
итогового мероприятия.
Презентации результатовработы и их
обсуждение

Иметь представление о материале, изученном
на уроках модуля «Основы религиозных культур народов России», о содержании
учебного проектаи способах его реализации.
Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливатьсодержание прочитанного текста.
Обобщать и систематизировать знания; планировать и корректировать
самостоятельнуюработу.
Работать в группе.
Представлять результаты коллективной
или индивидуальной работы; оценивать своюдеятельность.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
результаты учебной работы

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

23

Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс
При разработке рабочей программы в тематическом планировании должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими
материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов),
используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует
законодательству об образовании.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».