Рабочая программа по биологии 7 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа имени С.Х.Тубеева
с.Хазнидон Ирафского района РСО-Алания
.

Рассмотрено на
педсовете
Протокол № 1 от
«__26__»____08__2023
г.

.

Рабочая программа
по биологии для 7 класса
на 2022-2023 учебный год
(УМК В.М.Константинов,В.Г.Бабенко,В.С.Кучменко)

Учитель биологии
Мурадова З.Э.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Тип программы: программа основного общего образования.
Статус программы: рабочая программа учебного предмета «Биология» для 7 класса.
Название, автор и год издания предметной учебной программы, на основе которой разработана
рабочая программа: Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Корнилова И.А., Драгомилов А.Г.,
Сухова Т.С. Биология: 5 – 9 классы программа. - М.: Вентана – Граф, 2012.
Календарно-тематическое планирование составлено на основе рабочей программы, входящей в
УМК – Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Корнилова И.А., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С.
Биология: 5 – 9 классы программа. - М.: Вентана – Граф, 2012.
Уровень освоения содержания образования по предмету: базовый.
Назначение программы:
Изучение курса «Биологии» в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Цели биологического образования в основной школе формулируются на несколькх уровнях:
глобальном, метапредметном, предметном и личностном, на уровне требований к результатам
освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей
школы и опреднляются социальными требованиями, в том числе изменением социальной
ситуации развития – ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов
общения и социального взаимодействия. Наиболее продуктивными с точки зрения решения
задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования
являются:
социализация обучаемых – вхождение в мир культуры и социальных отношений,
обеспечивающее глобальное включение учащихся в ту или иную группу или общность как
носителей ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой
природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей,
накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь
и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе;
познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы,
формированием интеллектуальных и практических умений;
овладение ключевыми
компетентностями:
учебно-познавательной,
информационной,
ценностно-смысловой, коммуникативной;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе
познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоциональноценностного отношения к живой природе.
Категория обучающихся: учащиеся 7 класса МБОУ СОШ с.Хазнидон
Сроки освоения программы: 2022/2023 учебный год.
Объем учебного времени: 35 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 часа в неделю.
Формы контроля: устный опрос, домашняя работа, письменные работы (практические
работы, проекты).

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ
Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных
результатов:
•воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности;
усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов;
•знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа
жизни и здоровье сберегающих технологий;
•сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой
природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать
выводы); эстетического отношения к живым объектам;
•формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и
общности глобальных проблем человечества;
•формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и
образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
•освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
•развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного
выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
•формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
•осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
•развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного
общего образования являются:
•умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
•овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

•умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной
литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
•умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
•умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
•владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
•умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
•умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
•формирование и развитие компетентности в области использования, информационнокоммуникационных технологий (ИКТ- компетенции).
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
•усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для
формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
•формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических
объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об
экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о
наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
•приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных
биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения
экологического мониторинга в окружающей среде;
•формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия
деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к
живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по
сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
•объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в
природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
•овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и
процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
•формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и
глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования,
защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей
среды;
•освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха,
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИИ
5-9 классы
Раздел 1. Живые организмы
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие
организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы
изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение
организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и
инструментами. Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека.
Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых
бактериями. Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и
ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики
заболеваний.
Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и
превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт
веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение.
Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники,
голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека.
Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих
видов растений. Основные растительные общества. Усложнение растений в процессе эволюции.
Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у животных.
Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты.
Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека.
Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых
животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным
средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.
Лабораторные и практические работы
Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.
Изучение органов цветкового растения.
Изучение строения позвоночного животного.
Передвижение воды и минеральных веществ в растении.
Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.
Изучение строения водорослей
Изучение строения мхов (на местных видах).
Изучение строения папоротника (хвоща).
Изучение строения голосеменных растений.
Изучение строения покрытосеменных растений.
Изучение строения плесневых грибов.
Вегетативное размножение комнатных растений.
Изучение одноклеточных животных.
Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями
на раздражения.
Изучения строения моллюсков по влажным препаратам.
Изучение многообразия членистоногих по коллекциям.
Изучение строения рыб.
Изучения строения птиц. Изучение строение куриного яйца.
Изучение строения млекопитающих.
Экскурсии
Разнообразие и роль членистоногих в природе.
Разнообразие птиц и млекопитающих.

Раздел 2. Человек и его здоровье
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды
обитания человека. Общие сведения об организме человека. Место человека в системе
органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма
человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение
физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая
помощь при травмах опорно-двигательной системы. Транспорт веществ. Внутренняя среда
организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы
крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции.
Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное
давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. Дыхание. Дыхательная
система. Строение органов дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания.
Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Примеры оказания первой помощи при
отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их
профилактики. Вред табакокурения. Питание. Пищеварение. Пищеварительная система.
Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика. Обмен веществ и
превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды,
минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и
режим питания.
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей,
волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их
профилактика. Закаливание организма. Выделение. Строение и функции выделенной системы.
Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение. Размножение и
развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся
половым путём, их профилактика. ВИЧ — инфекция и её профилактика. Наследственные
заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное
развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления
алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения. Органы чувств. Строение и функции
органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный
аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус. Нейрогуморальная регуляция
процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга.
Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности
нервной и эндокринной систем и их предупреждение. Поведение и психика человека.
Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека.
Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер.
Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в
развитии поведения и психики человека. Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарногигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг,
закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы
органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и
полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Лабораторные и практические работы
Строение клеток и тканей.
Строение и функции спинного и головного мозга.
Определение гармоничности физического развития.
Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.
Микроскопическое строение крови человека и лягушки.
Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления.
Дыхательные движения. Измерение жизненной ёмкости легких.
Строение и работа органа зрения.
Раздел 3. Общие биологические закономерности

Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых
организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Клеточное
строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана,
цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток. Обмен
веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Роль питания, дыхания,
транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Рост
и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки.
Оплодотворение. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и
ненаследственная изменчивость. Система и эволюция органического мира. Вид — основная
систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции.
Движущие виды эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование,
естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность
организмов к среде обитания. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда —
источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы.
Экосистемная организация живой природы. Взаимодействия разных видов в
экосистеме(конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме.
Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В.И.
Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и
роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы.
Последствия деятельности человека в экосистемах.
Лабораторные и практические работы
Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание.
Выявление изменчивости у организмов.
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).
Экскурсия
Изучение и описание экосистемы своей местности.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов и тем
Тема 1. «Общие сведения о мире
животных»
Тема 2. «Строение тела
животных»
Тема 3. «Подцарство
Простейшие, или
Одноклеточные»
Тема 4. «Подцарство
Многоклеточные»
Тема 5. «Типы Плоские черви,
Круглые черви, Кольчатые
черви»
Тема 6. «Тип Моллюски»
Тема 7. «Тип Членистоногие»
Тема 8. «Тип Хордовые.
Бесчерепные. Надкласс Рыбы»
Тема 9. «Класс Земноводные, или
Амфибии»
Тема 10. «Класс
Пресмыкающиеся, или
Рептилии»
Тема 11. «Класс Птицы»
Тема 12. «Класс
Млекопитающие, или Звери»
Тема 13. «Развитие животного
мира на Земле»
Уроки - резервы
Итого

Кол-во
часов

Практическая часть
Лабораторные Экскурсии
Практические

5

1

2
4

1

2
6

2

4
7
6

1
1
2

4
4

9
10

2
1

5
2
70

1
1
1

10

4

Календарно- тематическое планирование
биология 2 часа в неделю, 70 часов в год
№
п/п

1

2

3

4

5

6

7

Тема раздела, урока
Тема 1. Общие сведения о мире животных
(5 часов)
Зоология
—
наука
о
животных
Введение. Зоология — система наук о
животных. Морфология, анатомия, физиология,
экология, палеонтология, этология. Сходство и
различие животных и растений. Разнообразие и
значение животных в природе и жизни человека
Животные
и
окружающая
среда
Среды жизни. Места обитания — наиболее
благоприятные
участки
среды
жизни.
Абиотические, биотические, антропогенные,
экологические факторы. Среда обитания —
совокупность всех экологических факторов.
Взаимосвязи животных в природе. Биоценоз.
Пищевые связи. Цепи питания
Классификация животных и основные
систематические группы
Наука
систематика.
Вид.
Популяция.
Систематические группы.
Влияние человека на животных
Косвенное и прямое влияние. Красная книга.
Заповедники
Краткая история развития зоологии
Труды великого учёного Древней Греции
Аристотеля. Развитие зоологии в Средние века
и
эпоху
Возрождения.
Изобретение
микроскопа. Труды К. Линнея. Экспедиции
русского академика П.С. Палласа. Труды
Ч. Дарвина, их роль в развитии зоологии.
Исследования отечественных учёных в области
зоологии.
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Общие сведения о мире животных»
Экскурсия
«Разнообразие животных в природе»
Тема 2. Строение тела животных
(2 часа)
Клетка
Наука цитология. Строение животной клетки:
размеры и формы, клеточные структуры, их
роль в жизнедеятельности клетки. Сходство и
различия строения животной и растительной
клеток
Ткани,
органы
и
системы
органов

Дата
план

Дата
факт

Примечание

Ткани:
эпителиальные,
соединительные,
мышечные, нервные, их характерные признаки.
Органы и системы органов, особенности
строения и функций. Типы симметрии
животного, их связь с образом жизни.

8

9

10

11

12

Обобщение и систематизация знаний по теме
«Строение тела животных»
Тема 3. Подцарство Простейшие, или
Одноклеточные
(4 часа)
Общая
характеристика
подцарства
Простейшие.
Тип
Саркодовые
и
жгутиконосцы. Класс Саркодовые
Среда обитания, внешнее строение. Строение и
жизнедеятельность саркодовых на примере
амёбы-протея. Разнообразие саркодовых
Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс
Жгутиконосцы
Среда обитания, строение и передвижение на
примере эвглены зелёной. Характер питания,
его зависимость от условий среды. Дыхание,
выделение и размножение. Сочетание признаков
животного и растения у эвглены зелёной.
Разнообразие жгутиконосцев
Тип Инфузории
Среда обитания, строение и передвижение на
примере
инфузории-туфельки.
Связь
усложнения строения инфузорий с процессами
их
жизнедеятельности.
Разнообразие
инфузорий.
Лабораторная работа № 1
«Строение и
передвижение инфузориитуфельки»
Значение простейших
Место
простейших
в
живой
природе.
Простейшие-паразиты. Дизентерийная амёба,
малярный
плазмодий,
трипаносомы
—
возбудители заболеваний человека и животных.
Меры
предупреждения
заболеваний,
вызываемых простейшими.
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Подцарство
Простейшие,
или
Одноклеточные»
Тема 4. Подцарство Многоклеточные
(2 часа)
Общая характеристика многоклеточных
животных.
Тип
Кишечнополостные.
Строение и жизнедеятельность
Общие черты строения. Гидра — одиночный

13

14

15

16

17

полип. Среда обитания, внешнее и внутреннее
строение. Особенности жизнедеятельности,
уровень
организации
в
сравнении
с
простейшими
Разнообразие
кишечнополостных
Класс
Гидроидные. Класс Коралловые полипы,
жизненные
циклы,
процессы
жизнедеятельности.
Класс
Сцифоидные
медузы, характерные черты строения и
жизнедеятельности, жизненный цикл.
Обобщение и систематизация знаний по
теме «Подцарство Многоклеточные (тип
Кишечнополостные)»
Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые
черви, Кольчатые черви
(6 часа)
Тип Плоские черви. Общая характеристика
Класс Ресничные черви. Места обитания и
общие черты строения. Системы органов,
жизнедеятельность. Черты более высокого
уровня
организации
по
сравнению
с
кишечнополостными
Разнообразие плоских червей: сосальщики и
цепни. Класс Сосальщики
Внешнее и внутреннее строение. Размножение
и
развитие.
Класс
Ленточные
черви.
Приспособления
к
особенностям
среды
обитания. Размножение и развитие. Меры
защиты от заражения паразитическими червями
Тип Круглые черви. Класс Нематоды.
Общая
характеристика
Внешнее
строение.
Строение
систем
внутренних органов. Взаимосвязь строения и
образа
жизни
представителей
типа.
Профилактика заражения человека круглыми
червями
Тип
Кольчатые
черви.
Общая
характеристика. Класс Многощетинковые
черви
Места обитания, строение и жизнедеятельность
систем
внутренних
органов.
Уровни
организации органов чувств свободноживущих
кольчатых червей и паразитических круглых
червей

18

Тип
Кольчатые
черви.
Общая
характеристика. Класс Малощетинковые
черви
Места обитания, значение в природе.
Особенности внешнего строения. Строение
систем
органов
дождевого
червя,
их
взаимосвязь
с
образом
жизни.
Роль
малощетинковых
червей
в
процессах
почвообразования.
Лабораторная работа № 2
«Внешнее строение дождевого червя,
передвижение, раздражимость».

19

20

21

22

23

его

Лабораторная работа № 3
(по усмотрению учителя)
«Внутреннее строение дождевого червя».
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые
черви»
Тема 6. Тип Моллюски
(4 часа)
Общая характеристика
Среда обитания, внешнее строение. Строение и
жизнедеятельность систем внутренних органов.
Значение моллюсков. Черты сходства и
различия строения моллюсков и кольчатых
червей. Происхождение моллюсков
Класс Брюхоногие моллюски
Среда обитания, внешнее строение на примере
большого
прудовика.
Строение
и
жизнедеятельность систем внутренних органов.
Особенности размножения и развития. Роль в
природе и значение для человека
Класс
Двустворчатые
моллюски
Среда обитания, внешнее строение на примере
беззубки. Строение и функции систем
внутренних органов. Особенности размножения
и развития. Роль в природе и значение для
человека.
Лабораторная работа № 4
«Внешнее строение раковин пресноводных и
морских моллюсков»
Класс Головоногие моллюски
Среда
обитания,
внешнее
строение.
Характерные черты строения и функции
опорно-двигательной системы. Строение и
функции систем внутренних органов. Значение
головоногих моллюсков. Признаки усложнения
организации.
Обобщение и систематизация знаний по теме

24

25

26

27

28

29

30

«Тип Моллюски»
Тема 7. Тип Членистоногие
(7 часа)
Общая характеристика типа Членистоногие.
Класс
Ракообразные
Характерные черты типа Членистоногие.
Общие признаки строения ракообразных. Среда
обитания, особенности внешнего и внутреннего
строения, размножение и развитие речного
рака. Разнообразие ракообразных. Значение
ракообразных в природе и жизни человека
Класс Паукообразные
Общая характеристика, особенности внешнего
строения
на
примере
паука-крестовика.
Разнообразие
паукообразных.
Роль
паукообразных в природе и жизни человека.
Меры защиты от заболеваний, переносимых
отдельными клещами, от укусов ядовитых
пауков
Класс Насекомые
Общая характеристика, особенности внешнего
строения. Разнообразие ротовых органов.
Строение и функции систем внутренних
органов. Размножение.
Лабораторная работа № 5
«Внешнее строение насекомого»
Типы развития насекомых
Развитие с неполным превращением. Группы
насекомых. Развитие с полным превращением.
Группы насекомых. Роль каждой стадии
развития насекомых
Общественные насекомые — пчёлы и
муравьи. Полезные насекомые. Охрана
насекомых
Состав и функции обитателей муравейника,
пчелиной семьи. Отношения между особями в
семье, их координация. Полезные насекомые.
Редкие и охраняемые насекомые.
Красная книга. Роль насекомых в природе и
жизни человека
Насекомые — вредители культурных
растений и переносчики заболеваний
человека
Вредители сельскохозяйственных культур.
Насекомые — переносчики заболеваний
человека и животных. Методы борьбы с
вредными насекомыми.
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Тип Членистоногие»
Обобщение и систематизация знаний по

31

32

33

34

35

36

37

темам 1–7
Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные.
Надкласс Рыбы (6 часов)
Хордовые. Примитивные формы
Общие
признаки
хордовых
животных.
Бесчерепные. Класс Ланцетники. Внешнее и
внутреннее строение, размножение и развитие
ланцетника — примитивного хордового
животного. Черепные, или Позвоночные.
Общие признаки
Надкласс Рыбы. Общая характеристика,
внешнее
строение
Особенности внешнего строения, связанные с
обитанием в воде.
Строение и функции конечностей. Органы
боковой линии, органы слуха, равновесия.
Лабораторная работа № 6
«Внешнее
строение
и
особенности
передвижения рыбы»
Внутреннее строение рыб
Опорно-двигательная
система.
Скелет
непарных и парных плавников. Скелет головы,
скелет жабр. Особенности строения и функций
систем внутренних органов. Черты более
высокого уровня организации рыб по
сравнению с ланцетником
Особенности
размножения
рыб
Органы
и
процесс
размножения.
Живорождение. Миграции.
Лабораторная работа № 7
(по усмотрению учителя)
«Внутреннее строение рыбы»
Основные систематические группы рыб
Класс Хрящевые рыбы, общая характеристика.
Класс
Костные
рыбы:
лучепёрые,
лопастепёрые, двоякодышащие и кистепёрые.
Место
кистепёрых
рыб
в
эволюции
позвоночных. Меры предосторожности от
нападения акул при купании
Промысловые
рыбы.
Их использование и охрана
Рыболовство. Промысловые рыбы. Трудовые
хозяйства. Акклиматизация рыб. Аквариумные
рыбы.
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс
Рыбы»
Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии
(4 часа)
Среда
обитания
и
строение
тела

38

39

40

41

42

43

44

земноводных. Общая характеристика
Места
обитания.
Внешнее
строение.
Особенности кожного покрова. Опорнодвигательная
система
земноводных,
её
усложнение по сравнению с костными рыбами.
Признаки приспособленности земноводных к
жизни на суше и в воде
Строение и деятельность внутренних
органов
земноводных
Характерные
черты
строения
систем
внутренних
органов
земноводных
по
сравнению с костными рыбами. Сходство
строения внутренних органов земноводных и
рыб
Годовой жизненный цикл и происхождение
земноводных
Влияние сезонных изменений в природе на
жизнедеятельность земноводных. Размножение
и развитие земноводных, черты сходства с
костными
рыбами,
тип
развития.
Доказательства происхождения земноводных
Разнообразие и значение земноводных
Современные земноводные, их разнообразие и
распространение.
Роль
земноводных
в
природных биоценозах, жизни человека.
Охрана земноводных. Красная книга.
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Класс Земноводные, или Амфибии»
Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или
Рептилии (4 часа)
Внешнее
строение
и
скелет
пресмыкающихся. Общая характеристика
Взаимосвязь внешнего строения и наземного
образа жизни. Особенности строения скелета
пресмыкающихся
Внутреннее строение и жизнедеятельность
пресмыкающихся
Сходство и различия строения систем
внутренних органов пресмыкающихся и
земноводных.
Черты
приспособленности
пресмыкающихся
к
жизни
на
суше.
Размножение и развитие. Зависимость годового
жизненного цикла от температурных условий
Разнообразие
пресмыкающихся
Общие черты строения представителей разных
отрядов
пресмыкающихся.
Меры
предосторожности от укусов ядовитых змей.
Оказание первой доврачебной помощи
Значение
пресмыкающихся,
их
происхождение
Роль пресмыкающихся в биоценозах, их
значение в жизни человека. Охрана редких и

45

46

47

48

49

50

исчезающих видов. Красная книга. Древние
пресмыкающиеся, причины их вымирания.
Доказательства
происхождения
пресмыкающихся от древних амфибий.
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии»
Тема 11. Класс Птицы
(9 часов)
Общая характеристика класса. Внешнее
строение
птиц
Взаимосвязь
внешнего
строения
и
приспособленности птиц к полёту. Типы перьев
и их функции. Черты сходства и различия
покровов птиц и рептилий.
Лабораторная работа № 8
«Внешнее строение птицы. Строение перьев»
Опорно-двигательная система птиц
Изменения строения скелета птиц в связи с
приспособленностью к полёту. Особенности
строения мускулатуры и её функции. Причины
срастания отдельных костей скелета птиц.
Лабораторная работа № 9
«Строение скелета птицы»
Внутреннее строение птиц
Черты сходства строения и функций систем
внутренних органов птиц и рептилий.
Отличительные
признаки,
связанные
с
приспособленностью к полёту. Прогрессивные
черты организации птиц по сравнению с
рептилиями
Размножение и развитие птиц
Особенности строения органов размножения
птиц. Этапы формирования яйца. Развитие
зародыша. Характерные черты развития
выводковых и гнездовых птиц
Годовой жизненный цикл и сезонные
явления в жизни птиц
Роль сезонных явлений в жизни птиц.
Поведение самцов и самок в период
размножения. Строение гнезда и его роль в
размножении,
развитии
птенцов.
Послегнездовой период. Кочёвки и миграции,
их причины
Разнообразие
птиц
Систематические
группы
птиц,
их
отличительные черты. Признаки выделения
экологических групп птиц. Классификация
птиц по типу пищи, по местам обитания.
Взаимосвязь внешнего строения, типа пищи и
мест обитания

51

52
53

54

55

56

57

58

59

Значение и охрана птиц. Происхождение
птиц
Роль птиц в природных сообществах:
охотничье-промысловые, домашние птицы, их
значение для человека. Черты сходства древних
птиц и рептилий
Экскурсия
«Птицы леса (парка)»
Обобщение и систематизация знаний по
темам: «Класс Земноводные, или Амфибии»,
«Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии»,
«Класс Птицы»
Тема 12. Класс Млекопитающие, или
Звери
(10 часов)
Общая характеристика класса. Внешнее
строение млекопитающих
Отличительные признаки строения тела.
Строение
покровов
по
сравнению
с
рептилиями. Прогрессивные черты строения и
жизнедеятельности
Внутреннее строение млекопитающих
Особенности строения опорно-двигательной
системы. Уровень организации нервной
системы
по
сравнению
с
другими
позвоночными. Характерные черты строения
пищеварительной
системы
копытных
и
грызунов. Усложнение строения и функций
внутренних органов.
Лабораторная работа № 10
«Строение скелета млекопитающих»
Размножение и развитие млекопитающих.
Годовой
жизненный
цикл
Особенности развития зародыша. Забота о
потомстве.
Годовой
жизненный
цикл.
Изменение численности млекопитающих и её
восстановление
Происхождение
и
разнообразие
млекопитающих
Черты сходства млекопитающих и рептилий.
Группы
современных
млекопитающих.
Прогрессивные
черты
строения
млекопитающих по сравнению с рептилиями
Высшие,
или
плацентарные,
звери:
насекомоядные и рукокрылые, грызуны и
зайцеобразные,
хищные
Общая характеристика, характерные признаки
строения и жизнедеятельности представителей
разных отрядов. Роль в экосистемах, в жизни
человека
Высшие,
или
плацентарные,
звери:

60

61

62

63

64

65

66

ластоногие и китообразные, парнокопытные
и непарнокопытные, хоботные
Характерные
черты
строения
и
жизнедеятельности водных млекопитающих,
парнокопытных и непарнокопытных. Охрана
хоботных. Роль животных в экосистемах, в
жизни человека
Высшие, или плацентарные, звери:
приматы
Общие черты организации представителей
отряда Приматы. Признаки более высокой
организации.
Сходство
человека
с
человекообразными обезьянами
Экологические группы млекопитающих
Признаки животных одной экологической
группы
Экскурсия
«Разнообразие млекопитающих
(зоопарк, краеведческий музей)»
Значение млекопитающих для человека
Происхождение домашних животных. Отрасль
сельского хозяйства — животноводство, его
основные направления, роль в жизни человека.
Редкие и исчезающие виды млекопитающих, их
охрана. Красная книга.
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Класс Млекопитающие, или Звери»
Тема 13. Развитие животного мира на
Земле (5 часов)
Доказательства эволюции животного мира.
Учение
Ч.
Дарвина
Разнообразие животного мира. Изучение
особенностей индивидуального развития и его
роль в объяснении происхождения животных.
Изучение ископаемых остатков животных.
Основные положения учения Ч. Дарвина, их
значение в объяснении причин возникновения
видов и эволюции органического мира
Развитие животного мира на Земле
Этапы эволюции животного мира. Появление
многоклеточности и групп клеток, тканей.
Усложнение
строения
многоклеточных
организмов. Происхождение и эволюция
хордовых. Эволюционное древо современного
животного мира
Современный мир живых организмов.
Биосфера
Уровни организации жизни. Состав биоценоза:
продуценты, консументы, редуценты. Цепи
питания. Круговорот веществ и превращения
энергии. Экосистема. Биогеоценоз. Биосфера.

67

68

69
70

Деятельность
В.И. Вернадского. Живое
вещество, его функции в биосфере. Косное и
биокосное вещество, их функции и взаимосвязь
Контроль
и
систематизация
знаний
по темам 8–13.
Итоговый контроль знаний по курсу
биологии 7 класса
Экскурсия
«Жизнь природного сообщества весной»
Уроки-резервы
Урок-резерв
Урок-резерв
Итого: 70 часов

Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет______________
Класс ______________
Учитель______________
2022-2023 учебный год
№
урока

Тема

Количество
часов
по
плану

дано

Причина
корректиро
вки

Способ
корректир
овки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».