2.1. Цели библиотеки соответствуют целям образовательной организации и включают в себя в том числе: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. 2.2. Задачами библиотеки образовательной организации являются: обеспечение участников образовательного процесса доступом к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов образовательной организации; привлечение обучающихся к систематическому чтению учебной, художественной, научнопопулярной литературы; содействие развитию познавательных интересов и способностей обучающихся; обучение основам библиотечно-библиографической грамотности; содействие педагогическим работникам в подборе научно-методической литературы, информирование о новых поступлениях в библиотечный фонд; совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды. 2.3. Библиотека выполняет следующие функции: 2.3.1. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов образовательной организации: комплектует основной фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами; участвует в комплектовании специализированного фонда учебниками из числа входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ; осуществляет размещение, организацию и сохранность документов; организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю образовательной организации. 2.3.2. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся и их родителей (законных представителей): организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе учебной, самообразовательной и досуговой деятельности обучающихся; организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности; консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей; содействует в организации образовательного процесса и досуга обучающихся. 2.3.3. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников: содействует профессиональной компетенции педагогов, повышению квалификации, проведению аттестации; осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций); способствует проведению занятий по формированию информационной культуры обучающихся, является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами. 3. Организация деятельности библиотеки 3.1. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель образовательной организации. 3.2. Непосредственное руководство библиотекой осуществляет педагог - библиотекарь, который назначается руководителем образовательной организации. 3.3. Педагог - библиотекарь несет ответственность в пределах своей компетенции за организацию и результаты деятельности библиотеки. 3.4. Педагог - библиотекарь в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2010 N 436- ФЗ (ред. от 14.10.2014) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" обязан обеспечить защиту детей от вредной для их здоровья и развития информации; 3.5. Педагог - библиотекарь разрабатывает и представляет руководителю образовательной организации на утверждение следующие документы: - положение о библиотеке, правила пользования библиотекой; - планово-отчетную документацию. 3.6. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется в соответствии с планами работы библиотеки и режимом работы образовательной организации. 3.7. График работы библиотеки устанавливается в соответствии с расписанием работы общеобразовательного учреждения, а также правилами внутреннего трудового распорядка. Два часа рабочего дня выделяется на выполнение внутрибиблиотечной работы. Один раз в месяц предусматривается санитарный день, в который обслуживание пользователей не производится. 4. Учет поступления и выбытия документов библиотечного фонда 4.1. Прием документов в фонд библиотеки включает следующие операции: сверка поступлений с первичным учетным документом (накладная, акт), включающим список поступивших документов; составление первичного учетного документа для поступлений без сопроводительной документации; регистрация поступивших документов в регистрах суммарного, группового и индивидуального учета (ГОСТ 7.0.93-2015 «Библиотечный фонд. Технология формирования»). 4.2. При пополнении основного библиотечного фонда необходимо соблюдать требования Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Документы, включенные в перечень экстремистских материалов, приобретать запрещено, при выявлении их в фонде – изымать из доступа. 4.3. Учет и обработка документов библиотечного фонда. 4.3.1. Учет и обработка документов основного фонда осуществляется индивидуальным способом. Сведения о поступивших печатных документах вносятся в «Книгу суммарного учета документов основного фонда». Поступившим документам присваивают индивидуальный регистрационный номер (инвентарный номер или иной знак, принятый в качестве регистрационного номера, системный номер для электронных документов) и шифр хранения. Регистрационные номера и шифры отмечают в регистрах индивидуального учета документов – инвентарной книге. Все экземпляры принятых изданий штемпелюются. Штемпель с наименованием образовательной организации должен быть прямоугольной формы. Штемпель ставится на обороте титульного листа (при отсутствии титульного листа — на первой странице текста под заглавием), на 17-й странице под текстом в левом нижнем углу и на обороте каждого приложения. На брошюрах и журналах штемпель ставится только на обложке или на первой странице текста. 4.4. Выбытие документов библиотечного фонда. 4.4.1. Причины, по которым документ может быть выведен из состава библиотечного фонда, включают в том числе ветхость, дефектность, устарелость по содержанию, утрату. Исключение документа из библиотечного фонда проводится на основании анализа состава библиотечного фонда и результатов его проверки. 4.4.2. Под ветхостью документа понимают результат естественного старения или физического износа документа. 4.4.3. Под дефектностью документа понимают частичную или полную утрату эксплуатационных качеств документа в результате внешнего воздействия. 4.4.4. Под устарелостью по содержанию понимают потерю актуальности тематики, подтверждаемую отсутствием спроса читателей, невостребованностью в перераспределении и реализации. 4.4.5. Под утратой документа понимают его отсутствие в фонде библиотеки по причинам потери, хищения, бедствий стихийного, техногенного (в том числе хакерской атаки и невосстановимого сбоя электронного оборудования) или социального характера, по неустановленной причине. 4.4.6. Процесс исключения документов из фонда библиотеки осуществляется в соответствии с Порядком учета документов, входящих в состав библиотечного фонда, утвержденным приказом Минкультуры России от 08.10.2012 № 1077. 4.4.7. Выбытие документов библиотечного фонда производится в результате их списания комиссией, созданной руководителем образовательной организации. 4.4.8. Утилизация списанных документов библиотечного фонда производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5. Проверка документов библиотечного фонда 5.1. Плановая проверка документов библиотечного фонда проводится с периодичностью один раз в четыре года на основании графика проверки, утвержденного педагогом библиотекарем. 5.2. Внеплановая проверка документов библиотечного фонда производится в обязательном порядке: при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи документов; в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; при реорганизации или ликвидации образовательной организации. 5.3. По итогам проверки заведующий библиотекой составляет акт, подписывает и хранит его в библиотеке в течение срока, установленного номенклатурой дел. Если какие-то документы отсутствуют по неустановленной причине, то к акту прикладывается их список, в котором фиксируются сведения о количестве документов библиотечного фонда в наличии и количестве отсутствующих документов, в том числе по неустановленной причине. В акте также указывается номер и дата акта предыдущей проверки. 6. Порядок формирования учебного фонда школьной библиотеки 6.1.1.Комплектование учебного фонда происходит на основе Федеральных перечней учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ для использования в образовательном процессе. 6.1.2.Непосредственное руководство и контроль за работой по созданию и своевременному пополнению библиотечного фонда учебников осуществляет директор ОУ; 6.1.3. Процесс работы по формированию фонда учебной литературы включает следующие этапы: - работа педагогического коллектива с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях; подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году - предоставление перечня учебников администрации ОУ на согласование и утверждение составление списка заказа учебников на следующий учебный год - заключение договора с поставщиком о закупке учебной литературы. 6. 2. Учет фонда учебников 6.2.1.Учет библиотечного фонда учебников отражает поступление учебников в фонд, выбытие из фонда, величину всего фонда учебников и служит основой для обеспечения сохранности фонда учебников, правильного его хранения и использования, контроля за наличием и движением учебников. 6.2.2.Фонд учебной литературы учитывается и хранится отдельно от основного библиотечного фонда библиотеки. 6.2.3.Учет библиотечного фонда учебников осуществляется в соответствии с «Инструкцией об учете библиотечного фонда библиотек образовательных учреждений», утвержденной приказом Министерства Образования РФ от 24.08.2000 № 2488. 6.2.4.Учет библиотечного фонда учебников осуществляется на основании следующих документов: «Книга суммарного учета» (далее – КСУ), «Картотека учетных карточек», 6.2.5. Выбытие учебников из фонда оформляется актом об исключении и отражается в КСУ. Акты на списание учебников составляются в двух экземплярах, визируются комиссией по списанию материальных ценностей и утверждаются директором ОО. Один экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается в библиотеке. 6.3.1.Учет выбытия учебников. Списание учебников проводится не реже одного раза в год. На каждый вид списания («Ветхие», «Устаревшие по содержанию», «Утерянные читателями», «Хищение») составляется акт в 2-х экземплярах, который подписывается комиссией и утверждается директором школы. Один экземпляр акта подлежит хранению в библиотеке, другой передается под расписку в бухгалтерию, которая производит списание с баланса школы указанной в акте стоимости учебников. Рекомендуемые сроки использования учебников и учебных пособий в пределах 4-х лет считаются ориентировочными. 6.3.2.Учебники, находящиеся в хорошем состоянии, могут выдаваться учащимся для подготовки к экзаменам, и использованию в кабинетах. 6.3.3. Все учебники учтены по номерам. 6.4.1. Учет выдачи учебников: Учебники, находящиеся в библиотечном фонде, выдаются учащимся бесплатно и на возвратной основе на текущий учебный год. 6.4.2. Педагог- библиотекарь выдает учебники родителям учащихся под роспись. 7. Сохранность фонда учебной литературы. 7.1.Учет сдачи учебников: 7.1.1.Сдача учебников в конце года происходит по графику, утвержденному директором. 7.1.2.Учебники сдаются согласно «Ведомости выдачи учебников» на каждый класс. 7.2. При выбытии из школы дается выписка о том, что учащийся, педагог (или другие работники) рассчитались с библиотекой и сдали в фонд учебную и методическую литературу. 7.3. Классный руководитель обязан проинформировать библиотекаря и направить учащегося в библиотеку для сдачи учебной литературы.