Положение о библиотеке

2.1. Цели библиотеки соответствуют целям образовательной организации и включают в себя
в том числе: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения
обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни
в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения
профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия,
уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье,
формирование здорового образа жизни.
2.2. Задачами библиотеки образовательной организации являются:
обеспечение участников образовательного процесса доступом к информации, знаниям,
идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных
ресурсов образовательной организации;
привлечение обучающихся к систематическому чтению учебной, художественной, научнопопулярной литературы;
содействие развитию познавательных интересов и способностей обучающихся;
обучение основам библиотечно-библиографической грамотности;
содействие педагогическим работникам в подборе научно-методической литературы,
информирование о новых поступлениях в библиотечный фонд;
совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов,
формирование комфортной библиотечной среды.
2.3. Библиотека выполняет следующие функции:
2.3.1. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов образовательной
организации:
комплектует основной фонд учебными, художественными, научными, справочными,
педагогическими и научно-популярными документами;
участвует в комплектовании специализированного фонда учебниками из числа входящих в
федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, и учебными пособиями, допущенными к
использованию при реализации указанных образовательных программ;
осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки),
электронный каталог, базы данных по профилю образовательной организации.
2.3.2. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся и их родителей (законных представителей):
организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя
информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой
и информацией;
оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе учебной,
самообразовательной и досуговой деятельности обучающихся;
организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской
культуры личности;
консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по
воспитанию детей;
содействует в организации образовательного процесса и досуга обучающихся.
2.3.3. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:
содействует профессиональной компетенции педагогов, повышению квалификации,
проведению аттестации;
осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и
публикаций);

способствует проведению занятий по формированию информационной культуры
обучающихся, является базой для проведения практических занятий по работе с
информационными ресурсами.
3. Организация деятельности библиотеки
3.1. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель
образовательной организации.
3.2. Непосредственное руководство библиотекой осуществляет педагог - библиотекарь,
который назначается руководителем образовательной организации.
3.3. Педагог - библиотекарь несет ответственность в пределах своей компетенции за
организацию и результаты деятельности библиотеки.
3.4. Педагог - библиотекарь в соответствии с требованиями Федерального закона от
29.12.2010 N 436- ФЗ (ред. от 14.10.2014) "О защите детей от информации, причиняющей
вред их здоровью и развитию" обязан обеспечить защиту детей от вредной для их здоровья и
развития информации;
3.5. Педагог - библиотекарь разрабатывает и представляет руководителю образовательной
организации на утверждение следующие документы:
- положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
- планово-отчетную документацию.
3.6. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется в соответствии с планами
работы библиотеки и режимом работы образовательной организации.
3.7. График работы библиотеки устанавливается в соответствии с расписанием работы
общеобразовательного учреждения, а также правилами внутреннего трудового распорядка.
Два часа рабочего дня выделяется на выполнение внутрибиблиотечной работы. Один раз в
месяц предусматривается санитарный день, в который обслуживание пользователей не
производится.
4. Учет поступления и выбытия документов библиотечного фонда
4.1. Прием документов в фонд библиотеки включает следующие операции:
сверка поступлений с первичным учетным документом (накладная, акт), включающим
список поступивших документов;
составление первичного учетного документа для поступлений без сопроводительной
документации;
регистрация поступивших документов в регистрах суммарного, группового и
индивидуального
учета
(ГОСТ
7.0.93-2015 «Библиотечный
фонд.
Технология
формирования»).
4.2. При пополнении основного библиотечного фонда необходимо соблюдать
требования Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии
экстремистской деятельности». Документы, включенные в перечень экстремистских
материалов, приобретать запрещено, при выявлении их в фонде – изымать из доступа.
4.3. Учет и обработка документов библиотечного фонда.
4.3.1. Учет и обработка документов основного фонда осуществляется индивидуальным
способом. Сведения о поступивших печатных документах вносятся в «Книгу суммарного
учета документов основного фонда».
Поступившим документам присваивают индивидуальный регистрационный номер
(инвентарный номер или иной знак, принятый в качестве регистрационного номера,
системный номер для электронных документов) и шифр хранения.
Регистрационные номера и шифры отмечают в регистрах индивидуального учета документов
– инвентарной книге.
Все экземпляры принятых изданий штемпелюются. Штемпель с наименованием
образовательной организации должен быть прямоугольной формы.
Штемпель ставится на обороте титульного листа (при отсутствии титульного листа — на
первой странице текста под заглавием), на 17-й странице под текстом в левом нижнем углу и

на обороте каждого приложения. На брошюрах и журналах штемпель ставится только на
обложке или на первой странице текста.
4.4. Выбытие документов библиотечного фонда.
4.4.1. Причины, по которым документ может быть выведен из состава библиотечного фонда,
включают в том числе ветхость, дефектность, устарелость по содержанию, утрату.
Исключение документа из библиотечного фонда проводится на основании анализа состава
библиотечного фонда и результатов его проверки.
4.4.2. Под ветхостью документа понимают результат естественного старения или
физического износа документа.
4.4.3. Под дефектностью документа понимают частичную или полную утрату
эксплуатационных качеств документа в результате внешнего воздействия.
4.4.4. Под устарелостью по содержанию понимают потерю актуальности тематики,
подтверждаемую отсутствием спроса читателей, невостребованностью в перераспределении
и реализации.
4.4.5. Под утратой документа понимают его отсутствие в фонде библиотеки по причинам
потери, хищения, бедствий стихийного, техногенного (в том числе хакерской атаки и
невосстановимого сбоя электронного оборудования) или социального характера, по
неустановленной причине.
4.4.6. Процесс исключения документов из фонда библиотеки осуществляется в соответствии
с Порядком учета документов, входящих в состав библиотечного фонда,
утвержденным приказом Минкультуры России от 08.10.2012 № 1077.
4.4.7. Выбытие документов библиотечного фонда производится в результате их списания
комиссией, созданной руководителем образовательной организации.
4.4.8. Утилизация списанных документов библиотечного фонда производится в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
5. Проверка документов библиотечного фонда
5.1. Плановая проверка документов библиотечного фонда проводится с периодичностью
один раз в четыре года на основании графика проверки, утвержденного педагогом библиотекарем.
5.2. Внеплановая проверка документов библиотечного фонда производится в обязательном
порядке:
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи документов;
в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных
экстремальными условиями;
при реорганизации или ликвидации образовательной организации.
5.3. По итогам проверки заведующий библиотекой составляет акт, подписывает и хранит его
в библиотеке в течение срока, установленного номенклатурой дел. Если какие-то документы
отсутствуют по неустановленной причине, то к акту прикладывается их список, в котором
фиксируются сведения о количестве документов библиотечного фонда в наличии и
количестве отсутствующих документов, в том числе по неустановленной причине. В акте
также указывается номер и дата акта предыдущей проверки.
6. Порядок формирования учебного фонда школьной библиотеки
6.1.1.Комплектование учебного фонда происходит на основе Федеральных перечней
учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ для
использования в образовательном процессе.
6.1.2.Непосредственное руководство и контроль за работой по созданию и своевременному
пополнению библиотечного фонда учебников осуществляет директор ОУ;
6.1.3. Процесс работы по формированию фонда учебной литературы включает следующие
этапы: - работа педагогического коллектива с Федеральным перечнем учебников,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях; подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году -

предоставление перечня учебников администрации ОУ на согласование и утверждение составление списка заказа учебников на следующий учебный год - заключение договора с
поставщиком о закупке учебной литературы.
6. 2. Учет фонда учебников
6.2.1.Учет библиотечного фонда учебников отражает поступление учебников в фонд,
выбытие из фонда, величину всего фонда учебников и служит основой для обеспечения
сохранности фонда учебников, правильного его хранения и использования, контроля за
наличием и движением учебников.
6.2.2.Фонд учебной литературы учитывается и хранится отдельно от основного
библиотечного фонда библиотеки.
6.2.3.Учет библиотечного фонда учебников осуществляется в соответствии с «Инструкцией
об учете библиотечного фонда библиотек образовательных учреждений», утвержденной
приказом Министерства Образования РФ от 24.08.2000 № 2488.
6.2.4.Учет библиотечного фонда учебников осуществляется на основании следующих
документов: «Книга суммарного учета» (далее – КСУ), «Картотека учетных карточек»,
6.2.5. Выбытие учебников из фонда оформляется актом об исключении и отражается в КСУ.
Акты на списание учебников составляются в двух экземплярах, визируются комиссией по
списанию материальных ценностей и утверждаются директором ОО. Один экземпляр
передается в бухгалтерию, второй остается в библиотеке.
6.3.1.Учет выбытия учебников. Списание учебников проводится не реже одного раза в год.
На каждый вид списания («Ветхие», «Устаревшие по содержанию», «Утерянные
читателями», «Хищение») составляется акт в 2-х экземплярах, который подписывается
комиссией и утверждается директором школы. Один экземпляр акта подлежит хранению в
библиотеке, другой передается под расписку в бухгалтерию, которая производит списание с
баланса школы указанной в акте стоимости учебников. Рекомендуемые
сроки
использования учебников и учебных пособий в пределах 4-х лет считаются
ориентировочными.
6.3.2.Учебники, находящиеся в хорошем состоянии, могут выдаваться учащимся для
подготовки к экзаменам, и использованию в кабинетах.
6.3.3. Все учебники учтены по номерам.
6.4.1. Учет выдачи учебников: Учебники, находящиеся в библиотечном фонде, выдаются
учащимся бесплатно и на возвратной основе на текущий учебный год.
6.4.2. Педагог- библиотекарь выдает учебники родителям учащихся под роспись.
7. Сохранность фонда учебной литературы.
7.1.Учет сдачи учебников:
7.1.1.Сдача учебников в конце года происходит по графику, утвержденному директором.
7.1.2.Учебники сдаются согласно «Ведомости выдачи учебников» на каждый класс.
7.2. При выбытии из школы дается выписка о том, что учащийся, педагог (или другие
работники) рассчитались с библиотекой и сдали в фонд учебную и методическую
литературу.
7.3. Классный руководитель обязан проинформировать библиотекаря и направить учащегося
в библиотеку для сдачи учебной литературы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».