Polozhenie_o_biblioteke_2023

решениями органа управления образованием и Уставом образовательнойорганизации.
1.1. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации, перечень
основных услуг и условия их предоставления библиотеками определяются в Правилах пользования
библиотекой.
1.2. Образовательная организация несет ответственность за доступность и качество
библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
1.3. Организация обслуживания участников образовательной деятельности производится в
соответствии с правилами охраны труда и пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими
требованиями и нормами.

2. Принципы деятельности школьной библиотеки
2.1. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма,

общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного
развития личности.
2.2. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных
и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных частью первой статьи
1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской
деятельности» (с изменениями на 28 декабря 2022 года).
2.3. В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 114-ФЗ к таким материалам относятся:
 материалы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо
обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;
 публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое
превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений,
направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной,
расовой, национальной или религиозной группы;
 официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
 материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с международноправовыми актами за преступления против мира и человечества и содержащие признаки,
предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона;
 любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки, предусмотренные
частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона.
2.4. В помещении библиотеки размещается Федеральный список экстремистской литературы,
утвержденный федеральным органом исполнительной власти, запрещенной к распространению на
территории Российской Федерации.

3. Задачи библиотеки
3.1. Обеспечение образовательной, воспитательной деятельности и самообразованияучащихся

и педагогов образовательной организации.
3.2. Обеспечение участникам образовательной деятельности — обучающимся, педагогам,
родителям (законным представителям) учащихся — доступа к информации, знаниям, идеям,
культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на
различных носителях:
 бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);
 цифровом (DVD –диски, флэш-накопители).
3.3. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя –
обучение пользованию книгой, обучение поиску, отбору и критической оценке информации.

3.4. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации

обучающегося, развитии его творческого потенциала.
3.5. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов,
формирование комфортной библиотечной среды.
3.6. Бесплатное предоставление школьникам в пользование на время получения образования
учебников и учебных пособий из библиотечного фонда.

4. Основные функции библиотеки

Для реализации основных задач школьная библиотека:

4.1. Осуществляет основные функции библиотеки – образовательная, информационная,
культурная.
4.2. Формирует
фонд
библиотечно-информационных
ресурсов
образовательной
организации:
 комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными,
педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных
носителях информации, учитывая Федеральный список экстремистской литературы,
запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, утвержденный
Федеральным органом исполнительной власти;
 пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных
других учреждений и организаций;
 осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.
4.3. Создает информационную продукцию:
 организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки),
электронный каталог, базы данных образовательной организации;
 разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и
т.п.);
 обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции.
4.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся:
 обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале;
 предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их
интересов и информационных потребностей;
 создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой
деятельности с опорой на коммуникацию;
 способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах,
телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);
 организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя
информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и
информацией;
 оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их
учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
 организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и читательской
культуры личности, содействует развитию критического мышления.
4.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:
 выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением,
воспитанием и здоровьем детей;
 создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы
общеобразовательной организации, осуществляет накопление, систематизацию информации
по предметам, разделам и темам;
4.6.
4.7.

способствует проведению занятий по формированию информационной культуры.

Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
родителей (законных представителей) обучающихся:
 удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
 консультирует по вопросам учебных изданий учащихся школы.
4.8. Осуществляет ведение необходимой документации по учету библиотечного фонда и
обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.
4.9. Проводит популяризацию литературы с помощью индивидуальных, групповых и
массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг,
читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.).
4.10. Обеспечивает соответствующий санитарно-гигиенический режим и благоприятные
условия для обслуживания читателей.
4.11. Проводит изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения) с
целью формирования оптимального состава библиотечного фонда.

4.12. Систематически информирует читателей о деятельности школьной библиотеки.
4.13. Формирует библиотечный актив, привлекает читателей к участию в работе

совещательного органа – библиотечного совета и актива читателей.
4.14. Обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности библиотечного фонда, согласно
которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.
4.15. Организует работу по сохранности библиотечного фонда образовательнойорганизации.

5. Организация деятельности библиотеки
5.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-

информационных ресурсов в соответствии с Федеральными государственными образовательными
стандартами, учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы
школьной библиотеки.
5.2. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на
комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и (или)
абсолютных размеров финансирования из бюджета.
5.3. Общеобразовательная организация создает условия для сохранности аппаратуры,
оборудования и имущества школьной библиотеки.
5.4. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и
учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет
директор школы в соответствии с Уставом образовательной организации.
5.5. Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой в соответствии с
правилами внутреннего распорядка МБОУ «СОШ № 28 с углубленным изучением отдельных
предметов имени А.А.Угарова».
5.6. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
• двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;
• одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание пользователей не
производится.

6. Организация, управление и штаты
6.1. Общее руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью осуществляет

директор школы, который утверждает нормы и технологические документы, планы и отчеты о
работе библиотеки. Директор несет ответственность за все стороны деятельности библиотек, в
первую очередь, за комплектование и сохранность ее фонда, а также за создание комфортной
информационной среды для читателей.
6.2. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой, который несет
ответственность в пределах своей компетенции перед директором школы, обучающимися, их
родителями (законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в
соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными
требованиями, трудовым договором и Уставом общеобразовательной организации.
6.3. Заведующий библиотекой назначается директором образовательной организации,
является членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета школы.
6.4. Заведующий библиотекой отвечает за организацию работы библиотеки и результаты ее
деятельности, составляет годовые планы и отчет о работе, которые обсуждаются на Педагогическом
совете и утверждаются директором. Годовой план работы библиотеки является частью общего
годового плана образовательной организации.
6.5. На работу в библиотеку школы принимаются лица, имеющие необходимую
профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики
по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или)
квалификации.
6.6. График работы школьной библиотеки устанавливается в соответствии с расписанием
работы образовательной организации.
6.7. Штат библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к должностным
окладам, устанавливаются в соответствии с действующими нормативными правовыми документами с
учетом объемов и сложности работ.
6.8. Трудовые отношения работников библиотеки и образовательной организации
регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить трудовому

законодательству Российской Федерации.
6.9. Заведующий библиотекой должен строго соблюдать настоящее Положение, правила и
требования охраны труда и пожарной безопасности в помещении библиотеки и в образовательной
организации.

7. Права, обязанности и ответственность работников библиотеки












7.1 Заведующий библиотекой имеет право:
самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательной и воспитательной деятельности в соответствии с целями и
задачами, указанными в настоящем Положении и Уставе образовательной организации;
проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечнобиблиографических знаний и информационной культуры;
определять источники комплектования информационных ресурсов;
изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету
библиотечного фонда;
определять в соответствии с правилами пользования библиотекой, утвержденными
директором школы, и по согласованию с родительским комитетом виды и размеры
компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
взыскивать в соответствии с действующим законодательством компенсацию ущерба,
нанесенного пользователями библиотеки, за несовершеннолетних пользователей
ответственность несут законные представители;
вносить предложения директору школы по совершенствованию оплаты труда, в том числе
надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не
входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по компенсационным
мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение
норматива работы на компьютере).
участвовать в управлении образовательной организацией в порядке, определяемом Уставом;
быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия,
предусмотренным для работников образования и культуры;
участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе
библиотечных ассоциаций или союзов.
7.2. Заведующий библиотекой обязан:



обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсамибиблиотеки;




информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных
изданий, образовательными программами общеобразовательной организации, интересами,
потребностями и запросами всех категорий пользователей;
совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание
пользователей;
обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию,
размещение и хранение;
обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой
школы;
вести документацию библиотеки и отчитываться в установленном порядке переддиректором
общеобразовательной организации.
7.3. Заведующий библиотекой несет ответственность:
за соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством о труде,
Правилами внутреннего трудового распорядка в школе, трудовым договором.
за выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением.
за сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном действующим
законодательством Российской Федерации.









•

8. Права и обязанности пользователей библиотеки
8.1. Пользователи школьной библиотеки имеют право:

получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационныхресурсах и
предоставляемых библиотекой школы услугах;

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания,
аудиовизуальные документы и другие источники информации;
продлевать срок пользования документами и литературой;
участвовать в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой;
обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
8.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:
соблюдать правила пользования библиотекой;
бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в
книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию,
инвентарю;
пользоваться ценными и справочными документами и литературой только в помещении
библиотеки школы;
убедиться при получении книг в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать
об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых
книгах несет последний пользователь;
расписываться в читательском формуляре за каждую полученную книгу (исключение:
обучающиеся 1- 4 классов);
возвращать книги в библиотеку в установленные сроки;
заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными,
полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в
образовательной организации.

9. Порядок пользования школьной библиотекой
9.1. Запись обучающихся и педагогических работников школы в библиотеку производится в

индивидуальном порядке, а родителей (законных представителей) обучающихся — по паспорту.
9.2. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно.

9.3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский

формуляр.

9.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда
библиотеки и их возвращения в библиотеку.
9.5.
Пользование энциклопедиями, словарями, справочниками осуществляется в
читальном зале.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение о школьной библиотеке является локальным нормативным актом,

принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом
директора образовательной организации.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
10.3. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном
п.10.1. настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».