Рабочая программа 8 класс химия

Пояснительная записка
Актуальность: Данный курс предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ. В условиях реформирования
российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к аттестации.
Занятия по подготовке к ОГЭ по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке
к итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и
углублённое изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 9-х классов к
экзамену.
Программа занятий состоит из трёх разделов:
1.Особенности ГИА по обществознанию.
2.Методика решения заданий ГИА разного уровня сложности.
3.Тестовый практикум.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
1. Работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том
числе ресурсы Интернета);
2. Критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы,
интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных
суждений;
3. Анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
4. Решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Требования к уровню подготовки выпускников:
Знать и понимать
1.
2.
3.
4.
5.

Биосоциальную сущность человека
Основные этапы и факторы социализации личности
Место и роль человека в системе общественных отношений
Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов

6. Основные социальные институты и процессы
7. Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового
регулирования
8. Особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
1. Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и
значение в жизни общества как целостной системы
2. Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать
соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими
терминами и понятиями
3. Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов
(включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных
элементов социальной системы, социальных качеств человека)
4. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных
наук
5. Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица,
диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научнопопулярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать
неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
6. Сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между
существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и
выводы
7. Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения
социальных норм, экономической рациональности
8. Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по
определённым проблемам
9. Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу

10. Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по
актуальным социальным проблемам
Использовать приобретённые знания и умения для :
1. Самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического
восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
2. Оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе
Конституции Российской Федерации
3. Решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
4. Ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
5. Предвидения возможных последствий определённых социальных действий
6. Ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего
профессионального образования
7. Оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
Срок реализации: 1год.
Количество часов: 34 часа.
Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия – 1 учебный час
Формы и методы обучения: технология социального развития, лекции, лабораторные работы, практические занятия,
дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ
материала, организация понимания через обсуждение.
Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, тесты для этапа
контроля.
Прогнозируемый (ожидаемый) результат (по годам обучения):
К окончанию года обучения обучающиеся должны:
Знать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его
ключевого признака
- термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом
контексте обществоведческие термины и понятия;
- характерные черты социального объекта, элементы его описания;
Уметь:
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
- приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций,
регулируемых различными социальными нормами
- осуществлять поиск социальной информации в различных источниках
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить её со знаниями,
полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определённого класса,
осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить её со знаниями,
полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определённого класса,
осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих
актуальные проблемы жизни человека и общества;
- формулировать на основе приобретённых социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по
определённым проблемам;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
-работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;
-овладение навыками компьютерных технологий;

-решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.
В результате прохождения курса «Практическое обществознание» у обучающихся формируются следующие умения:
Рефлексивные:
- соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;
- определять основания и способы своих и чужих действий;
- определять способы видения мира другими людьми;
Логические:
- сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;
- оперировать с абстракциями различной степени сложности;
- выдвигать гипотезы;
Текстовые:
- уметь освещать материал логически, последовательно;
- при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение;
Коммуникативные:
- определять основания чужой точки зрения;
- вести дискуссию;
- проявлять толерантность;

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ
№
1

Входной контроль

Количество часов
теория
практика
2
2

2

Раздел 1. Общество и человек

3

4

7

3

Раздел 2. Человек, личность

1

3

4

4

Раздел 3.Экономическая сфера жизни общества

2

3

5

5

Раздел 4. Социальные отношения

2

3

5

6

Раздел 5. Политика

1

3

4

7

Раздел 6. Право

1

1

2

8

Раздел 7. Культура

1

1

4

9

Итоговое занятие

-

1

1

13

21

34

10

ТЕМА

итого

ВСЕГО
4

Содержание программы элективного курса
№
1.

Тема
Введение

Теория
Введение. Обществознание как знание и как наука.
Различные виды источников.
Способы описания и объяснения обществознания
Требования к уровню подготовки выпускников
основной школы, определённые в государственном
образовательном стандарте, по обществознанию.

2-3

Раздел 1. Общество и
человек
Раздел 2. Человек,
личность

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности
людей. Взаимодействие общества и природы.
Основные сферы общественной жизни и их
взаимосвязь. Общественные отношения и их виды.
Социальные изменения и его формы. Эволюция и
революция. Развитие общества. Движущие силы
общественного развития. Традиционное,
индустриальное, информационное общества. Человек и

Практика
Входной контроль, цель:
выявление общего уровня знаний,
умений и навыков по курсу ,
практикум: выполнять задания
разной сложности по данной теме,
проводить самооценку знаний и
умений. Приёмы работы с
различными документами.
« Понятие источник по
обществознанию».
Памятка для работы с
источниками.
Способы работы с источниками.
Основные структурные и
содержательные
характеристики экзаменационной
работы по обществознанию в
форме ОГЭ (ГВЭ)
Общество и человек (задание на
обращение к социальным
реалиям) Общество и человек

его ближайшее окружение. Человек в малой группе.
Общение. Роли человека в малой группе. Лидер.
Свобода личности и коллектив. Межличностные
отношения. Межличностные конфликты, их
конструктивное разрешение. Пути достижения
взаимопонимания.
Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы.
Современные мир и его проблемы. Глобализация.
Причины и опасность международного терроризма.
4.

Раздел 3.
Экономическая
сфера жизни
общества

Экономика и её роль в жизни общества. Ресурсы и
потребности. Ограниченность ресурсов.
Альтернативная стоимость (цена выбора).
Экономические основы защиты прав потребителя.
Международная торговля.
Деньги. Функции и формы денег. Инфляция.
Экономические системы и собственность. Главные
вопросы экономики. Роль собственности и государства
в экономике. Производство и труд. Факторы,
влияющие на производительность труда. Заработная
плата. Стимулирование труда.
Предпринимательство и его основные
организационно-правовые формы. Издержки, выручка,
прибыль. Малое предпринимательство и фермерское
хозяйство. Предпринимательская этика.
Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и
предложения. Факторы, влияющие на спрос и
предложение. Формы сбережения граждан (наличная
валюта, банковские вклады, ценные бумаги).
Экономические цели и функции государства.

практикум: Экономика
(задание на обращение к
социальным реалиям), экономика
(задание на анализ двух
суждений) - выполнять задания
разной сложности по данной теме,
проводить самооценку знаний и
умений

5

Раздел 4.
Социальные
отношения

6

Раздел 5. Политика

7

Раздел 6. Право

Безработица как социальное явление. Экономические и
социальные последствия безработицы. Налоги,
уплачиваемые гражданами
Социальная структура общества. Социальные группы
и общности. Социальная роль и социальный статус.
Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути
его разрешения. Социальная структура общества.
Социальные группы и общности. Социальная роль и
социальный статус. Социальная мобильность.
Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение
конфликтов в развитии общества. Социальные нормы.
Социальная ответственность. Отклоняющееся
поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для
человека и общества. Профилактика негативных форм
отклоняющегося поведения.
Политика, её роль в жизни общества; политическая
власть; разделение властей; государство, формы
правления; суверенитет; национально-государственное
устройство,
политические режимы.
выборы, референдум; партии и движения;
многопартийность. Конституция – основной закон
государства; основы конституционного строя РФ;
федерация, её субъекты; законодательная,
исполнительная и судебная власть в РФ; институт
президентства; местное самоуправление
Понятие «право»; отрасли права; права человека;
Всеобщая декларация прав человека, права ребёнка.

практикум: выполнять задания
разной сложности по данной теме,
проводить самооценку знаний и
умений Социальные отношения
(задание на обращение к
социальным реалиям) Социальные
отношения

практикум: выполнять задания
разной сложности по данной теме,
проводить самооценку знаний и
умений Политика
(задание на обращение к
социальным реалиям) Политика

практикум: выполнять задания
разной сложности по данной теме,

гражданское общество и правовое государство;
преступление; уголовная ответственность;
административный проступок; правоохранительные
органы –

8

Раздел 7. Культура

9

Итоговое занятие

проводить самооценку знаний и
умений
Работа с нормативными
документами –
задание на обращение к
социальным реалиям, задание на
анализ двух суждений.

Понятие «культура»; духовная жизнь общества;
искусство, его виды, место в жизни человека.
наука в современном обществе; образование и
самообразование; религия, её роль в обществе;
Церковь как общественный институт мораль, основные
ценности и нормы
Выполнять задания разной
сложности, знаний и умений тестовый контроль и решение
ситуативных задач
Тематическое планирование

№

Тема занятия.

1
2

Входной контроль
Основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию
в форме ОГЭ (ГВЭ)
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы,
определённые в государственном образовательном стандарте по

3

Кол.
часов
1
1
1

Дата

Примечание

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

обществознанию.
Основные подходы к выполнению заданий первой части,
содержательная линия «Общество»
Понятие «общество», Взаимосвязь общества и природы
Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное)
Глобальные проблемы человечества
Практический тренинг по содержательной линии «Общество» (тест)
Решение ситуативных задач по теме «Общество» (вторая часть)
Практический тренинг по содержательной линии «Общество» (тест)
Промежуточный контроль
Деятельность человека, её основные виды
Практический тренинг по содержательной линии «Человек» (тест),
вторая часть
Решение заданий по теме «Человек» , вторая часть
Тестирование по теме «Человек» (тест)
Экономика, её роль в жизни общества
Рыночная экономика
Практический тренинг по содержательной линии «Экономика» (тест),
вторая часть
Решение заданий второй части по теме «Экономика»
Тестирование по теме «Экономика»
Социальная структура. Социальные отношения
Семья Этика семейных отношений Правовые основы семьи и брака
Практический тренинг по содержательной линии «Социальная сфера»
(тест), вторая часть
Решение заданий второй части по теме «Социальная сфера»
Тестирование по теме «Социальная сфера»
Политика, её роль в жизни общества. Государство, формы правления.
Практический тренинг по содержательной линии «Политика» (тест)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

28
29
30
31
32
33
34

Решение ситуативных задач по теме «Политика», вторая часть
Решение заданий второй части по теме «Политика»
Тестирование по теме «Политика»
Понятие «право». Нормы права. Отрасли права
Тестирование по теме «Право»
Понятие «культура» Духовная жизнь общества»
Практический тренинг по содержательной линии «Культура» (тест),
вторая часть
Итоговый контроль.
ИТОГО

1
1
1
1
1
1
1

УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.Боголюбов Л.Н. Человек и общество М., 2005
2..Введение в обществознание. Актуальные проблемы. Пособие. М., 2005
3.Кравченко А.И. Обществознание Учебник для 8-9 классов М., 2004г.
4.Клименко С.В. Основы государства и права. М, 1997
5.Кравченко А.И. Практикум для учащихся 8-9, М. «Русское слово», 2004.
6. Мушинский В. О. Азбука гражданина. — М.: ЦГО,1997-2000
7. Интернет-ресурсы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА.
1.
2.
3.
4.
5.

Алексеев В.П. Становление человечества. М., 2000
Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 2001
Андреева Г.М. Социальная психология . М.,1994г.
Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие, М., 2002
Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Этнографические очерки. Л., 2003

6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2004
7. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные психологические труды 2-е изд., переработанное. М., 2004
8. Здоавомыслов А.Г. Социология конфликтов. М., 2004
9. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 2004
10. Лихачёв Д.С. Прошлое будущему. Статьи и очерки. Л., 2004
11. Русская нация: историческое прошлое и проблема возрождения. М., 2005
12. Семеникова Л.И. Цивилизация в истории человечества, учебное пособие. Брянск, Курсив, 2004
13. Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры: пособие для старшеклассников. М., 2003
14. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 2004


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».