Данная рабочая программа ориентирована на учебники:
Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О.А.Котова,
Т.Е. Лискова. – М. : Просвещение, 2019. – 80с. : ил. – (Сферы). – ISBN 978-5-09-070433-5.
Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты
изучения: экономика, о роли экономики в жизни каждого человека и общества в целм, о ее
влиянии на различные стороны жизни, а также подробно изучат многообразие социальных
общностей и групп, процессы, происходящие в социальной сфере, и социальную структуру
общества в РФ.
Изучение обществознания в 8 классе – это следующий этап изучения предмета, который
ориентирован на формирование целостного представления об обществе. В курсе 8 класса
изучаются два направления –социальная сфера и экономика.
В рабочей программе учтены основные положения Программы развития и формирования
универсальных учебных действий для общего образования. Программа детализирует и раскрывает
содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые
определены стандартом.
Курс обществознания в 8 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих
реализацию системно-деятельностного подходов к обучению предмету:
развитие у личности экономического образа мышления, социального поведения,
способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и
гуманитарных дисциплин;
воспитание толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к
гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об
обществе, его сферах, для последующего изучения социально-экономических и
гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального
образования, и самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия
в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных
задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности;
межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и
вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий
других людей с нормами поведения.
Программа соответствует расширенному уровню федерального государственного стандарта
основного общего образования по курсу обществознание. Согласно учебного плана школы на
2023-2024 уч. год объем учебной нагрузки составляет 34 часа - 1 час в неделю.
Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов
контроля: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы
контроля: беседа по вопросам, тестирование, письменный опрос, подготовка сообщений; работа
по карточкам; составление схем, таблиц, написание эссе, сообщение на историко-культурную
темы.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в
форме контрольных работ, контрольного тестирования, письменного развернутого ответа на
проблемный вопрос, презентации проектов.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность
и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского
общества и утверждение правового государства;
воспитание гражданственности и любви к Родине;
создание у обучающихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём,
адекватных современному уровню научных знаний;
выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие
умения и качества:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами изучения курса «Обществознание» является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;
самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою
деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и
технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,
подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную
информацию текста, воспринятого на слух;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной
текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
план, таблицу, схему);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Обществознание» является сформированность
следующих умений:
• объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
• различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей,
предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов
экономической деятельности;
• раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
• характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы,
сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических
системах;
• характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие
рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
• объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру
бюджета государства;
• называть и конкретизировать примерами виды налогов;
• характеризовать функции денег и их роль в экономике;
• раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
• анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников
различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические
явления и процессы;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов
экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать
полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
• раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
• характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
• использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности;
• обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха;
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию,
получаемую из неадаптированных источников;
• выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния
российской экономики;
• анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели
поведения потребителя;
• решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации
в экономической сфере деятельности человека;
• грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального
поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
• сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и
трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;
• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные
социальные общности и группы;
• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
• характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
• конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
• характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
• объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
• находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из
адаптированных источников различного типа.
2. Содержание учебного предмета
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система
Наименование
разделов
Введение.
Кол-во
часов
Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся
Написание вводной контрольной работы.
1
Выбор наиболее эффективных способов решения задач, контролирование и
оценивание процесса и результата деятельности. Понимание место человека
в обществе и свою собственную роль в окружающем мире.
Глава I. Мир экономики 15
Умение определять основные понятия по теме. Выявление особенностей и
признаков объектов, приведение примеров в качестве доказательства
выдвигаемых положений. Взаимодействие в ходе групповой работы,
ведение диалога, участие в дискуссии, принятие другого мнения и позиции,
допущение существование различных точек зрения. Составление плана
(тезисов) статьи учебника. Устный или письменный ответ на вопрос.
Глава II. Человек в
экономических
отношениях.
9
Умение определять основные понятия по теме. Формирование умений
построения и реализации новых знаний, изучение содержания параграфа
учебника, работа с обществоведческим материалом, составление тезисного
плана статьи. Работа в парах. Поиск в тексте незнакомых слов и
определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.
Устный или письменный ответ на вопрос.
Глава III. Социальная
сфера.
7
Умение определять основные понятия по теме. Формирование умений
построения и реализации новых знаний, изучение содержания параграфа
учебника, работа с обществоведческим материалом, составление тезисного
плана статьи. Приведение примеров в качестве доказательства выдвигаемых
положений. Устный или письменный ответ на вопрос.
Повторение.
2
Актуализация знаний по пройденным темам. Применение основных
обществоведческих терминов и понятий; преобразование в соответствии с
решаемой задачей.
Всего: 34 часа
3. Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Примечание Планируемые
(д/з)
сроки
1 Введение. 1 час.
1 неделя
Вводная контрольная работа. Инструктаж по ОТ и ТБ
2 Глава I. Мир Экономики(15ч)
§1
2 неделя
3 Типы экономических систем
§2
3 неделя
4 Спрос и предложение
§3
4 неделя
Экономика и ее роль в жизни общества
5 Как рынок регулирует экономику
§4
5 неделя
6 Как рынок регулирует экономику
§4
6 неделя
7 Экономика фирмы
§5
7 неделя
8 Роль государства в экономике
§6
8 неделя
9 Деньги и их функции
§7
9 неделя
10 Для чего нужны банки
§8
10 неделя
11 Занятость и безработица
§9
11 неделя
12 Налоги
§ 10
12 неделя
13 Государственный бюджет
§ 11
13 неделя
14 Как развивается экономика
§ 12
14 неделя
15 Повторительно-обобщающий урок «Мир экономики»
Повтор. гл.1 15 неделя
16 Контрольная работа №1
Подготовка 16 неделя
к к/р
17 Глава II.Человек в экономических отношениях. (9 ч)
§ 13
17 неделя
18 Предпринимательство.
§ 14
18 неделя
19 Предпринимательство.
§ 14
19 неделя
20 Личные финансы
§ 15
20 неделя
21 Экономика семьи
§ 16
21 неделя
22 Экономика семьи
§ 16
22 неделя
23 Права потребителя.
§ 17
23неделя
24 Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек в
экономических отношениях»
Повтор. §
13-17
24 неделя
25 Контрольная работа №2
Подготов..к 25 неделя
к/р
26 Глава III. Мир социальных отношений
§ 18
26 неделя
27 Как изменяется социальная структура общества.
§ 19
27 неделя
28 Какие группы составляют современное российское
общество
§ 20
28 неделя
29 Этнические общности. Россия — многонациональное
государство.
§ 21
29 неделя
Труд в современной экономике
Социальная структура общества
30 Социальная политика современного российского
государства
§ 22
30 неделя
31 Социальная политика современного российского
государства
§ 22
31 неделя
32 Мир социальных отношений.
С.76
32 неделя
33 Итоговая контрольная работа
Повтор.гл.1- 33 неделя
3
34 Итоговое повторение
Повтор.гл.1- 34 неделя
3
Контроль результатов усвоения программного материала в 8 классах.
№
Тема урока
Планируемые
сроки
Фактические сроки
8
1 Вводная контрольная работа.
1 неделя
2 Контрольная работа по главе I.
16 неделя
3 Контрольная работа по главе II.
25 неделя
4 Итоговая контрольная работа.
33 неделя