Данная рабочая программа ориентирована на учебники: Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О.А.Котова, Т.Е. Лискова. – М. : Просвещение, 2019. – 80с. : ил. – (Сферы). – ISBN 978-5-09-070433-5. Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: экономика, о роли экономики в жизни каждого человека и общества в целм, о ее влиянии на различные стороны жизни, а также подробно изучат многообразие социальных общностей и групп, процессы, происходящие в социальной сфере, и социальную структуру общества в РФ. Изучение обществознания в 8 классе – это следующий этап изучения предмета, который ориентирован на формирование целостного представления об обществе. В курсе 8 класса изучаются два направления –социальная сфера и экономика. В рабочей программе учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Курс обществознания в 8 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию системно-деятельностного подходов к обучению предмету: развитие у личности экономического образа мышления, социального поведения, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; воспитание толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ; освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования, и самообразования; овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения. Программа соответствует расширенному уровню федерального государственного стандарта основного общего образования по курсу обществознание. Согласно учебного плана школы на 2023-2024 уч. год объем учебной нагрузки составляет 34 часа - 1 час в неделю. Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов контроля: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: беседа по вопросам, тестирование, письменный опрос, подготовка сообщений; работа по карточкам; составление схем, таблиц, написание эссе, сообщение на историко-культурную темы. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме контрольных работ, контрольного тестирования, письменного развернутого ответа на проблемный вопрос, презентации проектов. 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Ценностные ориентиры содержания учебного предмета: содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации; формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства; воспитание гражданственности и любви к Родине; создание у обучающихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний; выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры; Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения и качества: Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметными результатами изучения курса «Обществознание» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат. Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; высказывать и обосновывать свою точку зрения; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; задавать вопросы. Предметными результатами изучения курса «Обществознание» является сформированность следующих умений: • объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов; • различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; • раскрывать факторы, влияющие на производительность труда; • характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах; • характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции; • объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства; • называть и конкретизировать примерами виды налогов; • характеризовать функции денег и их роль в экономике; • раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства; • анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы; • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности; • раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; • характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета; • использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; • обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха; • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики; • анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя; • решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет; • описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы; • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; • характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства; • конкретизировать примерами процесс социальной мобильности; • характеризовать межнациональные отношения в современном мире; • объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения; • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи; • находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа. 2. Содержание учебного предмета Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система Наименование разделов Введение. Кол-во часов Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся Написание вводной контрольной работы. 1 Выбор наиболее эффективных способов решения задач, контролирование и оценивание процесса и результата деятельности. Понимание место человека в обществе и свою собственную роль в окружающем мире. Глава I. Мир экономики 15 Умение определять основные понятия по теме. Выявление особенностей и признаков объектов, приведение примеров в качестве доказательства выдвигаемых положений. Взаимодействие в ходе групповой работы, ведение диалога, участие в дискуссии, принятие другого мнения и позиции, допущение существование различных точек зрения. Составление плана (тезисов) статьи учебника. Устный или письменный ответ на вопрос. Глава II. Человек в экономических отношениях. 9 Умение определять основные понятия по теме. Формирование умений построения и реализации новых знаний, изучение содержания параграфа учебника, работа с обществоведческим материалом, составление тезисного плана статьи. Работа в парах. Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устный или письменный ответ на вопрос. Глава III. Социальная сфера. 7 Умение определять основные понятия по теме. Формирование умений построения и реализации новых знаний, изучение содержания параграфа учебника, работа с обществоведческим материалом, составление тезисного плана статьи. Приведение примеров в качестве доказательства выдвигаемых положений. Устный или письменный ответ на вопрос. Повторение. 2 Актуализация знаний по пройденным темам. Применение основных обществоведческих терминов и понятий; преобразование в соответствии с решаемой задачей. Всего: 34 часа 3. Календарно-тематическое планирование № Тема урока Примечание Планируемые (д/з) сроки 1 Введение. 1 час. 1 неделя Вводная контрольная работа. Инструктаж по ОТ и ТБ 2 Глава I. Мир Экономики(15ч) §1 2 неделя 3 Типы экономических систем §2 3 неделя 4 Спрос и предложение §3 4 неделя Экономика и ее роль в жизни общества 5 Как рынок регулирует экономику §4 5 неделя 6 Как рынок регулирует экономику §4 6 неделя 7 Экономика фирмы §5 7 неделя 8 Роль государства в экономике §6 8 неделя 9 Деньги и их функции §7 9 неделя 10 Для чего нужны банки §8 10 неделя 11 Занятость и безработица §9 11 неделя 12 Налоги § 10 12 неделя 13 Государственный бюджет § 11 13 неделя 14 Как развивается экономика § 12 14 неделя 15 Повторительно-обобщающий урок «Мир экономики» Повтор. гл.1 15 неделя 16 Контрольная работа №1 Подготовка 16 неделя к к/р 17 Глава II.Человек в экономических отношениях. (9 ч) § 13 17 неделя 18 Предпринимательство. § 14 18 неделя 19 Предпринимательство. § 14 19 неделя 20 Личные финансы § 15 20 неделя 21 Экономика семьи § 16 21 неделя 22 Экономика семьи § 16 22 неделя 23 Права потребителя. § 17 23неделя 24 Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек в экономических отношениях» Повтор. § 13-17 24 неделя 25 Контрольная работа №2 Подготов..к 25 неделя к/р 26 Глава III. Мир социальных отношений § 18 26 неделя 27 Как изменяется социальная структура общества. § 19 27 неделя 28 Какие группы составляют современное российское общество § 20 28 неделя 29 Этнические общности. Россия — многонациональное государство. § 21 29 неделя Труд в современной экономике Социальная структура общества 30 Социальная политика современного российского государства § 22 30 неделя 31 Социальная политика современного российского государства § 22 31 неделя 32 Мир социальных отношений. С.76 32 неделя 33 Итоговая контрольная работа Повтор.гл.1- 33 неделя 3 34 Итоговое повторение Повтор.гл.1- 34 неделя 3 Контроль результатов усвоения программного материала в 8 классах. № Тема урока Планируемые сроки Фактические сроки 8 1 Вводная контрольная работа. 1 неделя 2 Контрольная работа по главе I. 16 неделя 3 Контрольная работа по главе II. 25 неделя 4 Итоговая контрольная работа. 33 неделя