РП биология 8_klass 23-24.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа имени С.Х.Тубеева
с.Хазнидон Ирафского района РСО-Алания

Рабочая программа
учебного предмета «Биология»
8 класс
(УМК А.Г.Драгомилов,Р.Д.Маш)

Учитель биологии:
Мурадова З.Э.

с.Хазнидон 2023

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета биология для 8 класса, составлена на основе:
Примерной программы основного общего образования по биологии и программы Биология : 5–9 классы : программа. — М. : Вентана-Граф,
2012. — 304 с. (авторы: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А.,Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш Р.Д., Дра гомилов А.Г., Сухова Т.С. и др.)
Предлагаемая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего
образования, примерной программе по биологии. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение биологии в 8 классе основной школы даѐт возможность достичь следующих результатов:

Личностные:









Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
Учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения
жизненных уроков.
Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным
предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и
соответствующего профильного образования.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья своего, а так же близких людей и окружающих.
Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных
поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.

Метапредметные:




Регулятивные УУД:
Самостоятельно
обнаруживать
и
формулировать
проблему
в
классной
деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

и

индивидуальной

учебной






















Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства
(справочная литература, сложные приборы, компьютер).
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя
самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая
результат и способы действий.
В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я
хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
o -давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
-осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
-обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.
Строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинноследственных связей.
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих
законов, определяющих данную предметную область.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления
информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать
адекватные задачи, инструментальные программно- аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы,
перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).



Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и
корректировать его.
 Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
 Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные результаты:


Учащиеся должны знать:





Понятия: биосоциальная природа человека, природная среда, социальная среда.
Основные науки, изучающие человека, их методы исследования и практические выходы.
Значение санитарно-гигиенических знаний для общества и каждого человека, роль медицинской и санитарной служб в охране
экологии среды и здоровья населения.
Уровневую организацию человеческого организма, включая клеточный, тканевый, органный, системный, организменный и
поведенческий уровни.
Состав и свойства внутренней среды, гомеостаз; основные свойства крови, лимфы и тканевой жидкости; природу иммунитета.
Строение и функции основных систем органов, включая систему органов иммунитета; причины тканевой совместимости.
Нервную и эндокринную регуляцию исполнительных систем, значение прямых и обратных связей; основные закономерности
высшей нервной деятельности.
Индивидуальное развитие организма.







2.СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
"Биология.Человек ", 8 класс (70 часов -2 часа в неделю)
1.Общий обзор организма человека. (6 ч)
Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной
среды. Ее преимущества и издержки. Зависимость человека как от природной, так и от социальной среды. Значение знаний о строении и функциях
организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.
Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно-гигиеническая служба. Функции санитарно-эпидемиологических центров
(СЭЦ). Ответственность людей, нарушающих санитарные нормы общежития.
Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические
особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни.

Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие,
возбудимость, деление.
Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.
Уровни организации организма. Орган и системы органов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы
возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вырабатываемых ими гормонов.
Лабораторная работа № 1 «Действие каталазы на пероксид водорода»
Лабораторная работа № 2 «Клетки и ткани под микроскопом»
Практическая работа №1 «Изучение мигательного рефлекса и его торможения».
Виртуальная экскурсия «Происхождение человека»
2. Эндокринная и нервная системы. (6ч)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматотропный гормон гипофиза,
гормоны щитовидной железы. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и с гиперфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной
железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их
роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам.
Практическая работа№2 «Изучение действия прямых и обратных связей»
Практическая работа №3 «Штриховое раздражение кожи»
Лабороторная работа №3 «Изучение функций отделов головного мозга»

3. Органы чувств. Анализаторы. (6ч)
Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.
Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред.
Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение.
Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения.
Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и
улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Распространение инфекции по
слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом.
Вестибулярный аппарат – орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов.
Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы.
Лабороторная работа №4 «Исследование реакции зрачка на освещённость»,
Практическая работа №4 «Исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна»
Практическая работа №5 «Оценка состояния вестибулярного аппарата»
Практическая работа №6 «Исследование тактильных рецепторов»
4. Опорно-двигательная система. (8 ч)

Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных
конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц.
Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения.
Регуляция мышечных движений.
Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в
развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения.
Лабораторная работа№ 5«Строение костной ткани».
Лабораторная работа№ 6 «Состав костей»
Практическая работа №7 «Исследование строения плечевого пояса и предплечья»
Практическая работа №8 «Изучение расположения мышц головы»
Практические работы №9 «Проверка правильности осанки»,
№10 «Выявление плоскостопия»,
№11 «Оценка гибкости позвоночника»
5. Кровеносная система. Внутренняя среда организма. (8 ч)
Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции.
Свертываемость крови.
Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И.
Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы
крови – проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета.
Сердце и сосуды – органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения.
Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки
сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов.
Автоматизм сердечной мышцы. Болезни сердечнососудистой системы и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.
Практическая работа №12 «Изучение явления кислородного голодания»
Практические работы №13 «Определению ЧСС, скорости кровотока»
№14 «Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу»
Практическая работа №15 «Доказательство вреда табакокурения»
Практическая работа №16 «Функциональная сердечно сосудистая проба»
6. Дыхательная система. (6 ч)
Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань – орган голосообразования. Трахея, главные
бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочные плевры, плевральная полость. Обмен газов в легких и тканях. Дыхательные
движения. Нервная и гуморальная регуляции дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении
органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.

Лабораторная работа № 7«Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»
Лабораторная работа № 8 «Дыхательные движения»
Практическая работа №17«Измерение обхвата груд ной клетки»
Практическая работа № 18 «Определение запылённости воздуха».
7. Пищеварительная система. (7ч)
Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике.
Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов.
Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль
желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуляция
пищеварения.
Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье.
Практическая работа №19 «Определение место положения слюнных желёз»
Лабораторная работа № 9 «Действие ферментов слюны на крахмал»
Лабораторная работа № 10 «Действие ферментов желудочного сока на белки»
8. Обмен веществ и энергии. (3 ч)
Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и
энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, D.
Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А ("куриная слепота"), В1 (болезнь бери-бери), С
(цинга), D (рахит). Их предупреждение и лечение.
Практическая работа № 20 «Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после
нагрузки»

9. Мочевыделительная система и кожа (6 ч)
Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и
функции почек. Нефрон – функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль
почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение
воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.
Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и
гиподермы. Волосы и ногти – роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и их причины.
Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи (стригущий лишай, чесотка); их предупреждение и меры защиты от
заражения.
Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и
солнечном ударах.

10. Поведение и высшая нервная деятельность (7ч)
Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы,
динамический стереотип, рассудочная деятельность.
Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции
возбуждения – торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сновидения.
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой
среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его
развитие.
Воля, эмоции, внимание. Анализ волевого акта. Качество воли. Физиологическая основа эмоций.
Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.
Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление.
Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня..
Практическая работа №21 «Перестройка динамического стереотипа»
№22 «Изучение внимания»
11.Половая система. Индивидуальное развитие организма. (3 ч)
Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская половая (репродуктивная) система.
Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.
Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).
Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля – Мюллера и причины отклонения от него. Развитие
организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека.
Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности,
способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей.

12. Здоровье и охрана здоровья(2ч.)
Вред наркогенных веществ, их влияние на различные органы. Человек - часть живой природы. Роль человека в живой природе влияние
экологических факторов на человека: человек как часть живого вещества биосферы; влияние абиотических факторов (кислорода, воды,
света, климата) и биотических факторов на человека как часть живой природы; влияние хозяйственной деятельности на человека; человек
как фактор, значительно влияющий на биосферу.
- влияние человека на биосферу: история отношений человека и биосферы; причины усиления влияния человека на природу в последние
столетия; глобальные экологические проблемы; загрязнение атмосферы и увеличение концентрации углекислого газа; загрязнение и
разрушение почв; радиоактивное загрязнение биосферы; прямое и косвенное влияние человека на флору и фауну; природоохранительная
деятельность человека; экологическое образование; ноосфера.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
тема

Количество
часов

В том числе
теоретических

практических

Введение Общий обзор организма
человека
Регуляторная система организма

6

6

6

6

Органы чувств. Анализаторы
Опорно-двигательная система
Кровь и кровообращение
Дыхательная система
Пищеварительная система
Обмен веществ и энергии. Витамины
Мочевыделительная система и кожа
Поведение и психика
Индивидуальное развитие организма
Здоровье и охрана здоровья
Уроки-резервы
Итого

6
8
8
6
7
3
6
7
3
2
2
70

6
8
8
6
7
3
6
7
3
2

+
++
+
+
+

70

7 обязательных ,
практических работ

+

Календарно-тематическое планирование по биологии , 8 класс

№
урока

1

Тема раздела, урока

Введение: биологическая и социальная природа человека
Организм человека. Общий обзор

Колво
часов
1
5

2

Науки об организме человека

1

3

Структура тела. Место человека в живой природе. Происхождение
человека. Расы.
Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.
Лабораторная работа №1 «Действие каталазы на пероксид водорода

1

5

Ткани. Лабораторная работа № 2 «Клетки и ткани под микроскопом»

1

6

Системы органов в организме. Уровни организации организма

1

4

Регуляторные системы организма

1

6

7

Общие принципы регуляции жизнедеятельности организма.
Гуморальная регуляция. Эндокринная система.

1

8

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма

1

9

Значение, строение и функционирование нервной системы. Нервная
регуляция. П.р. № 1 «Получение мигательного рефлекса и условий,
вызывающих его торможение», П.р. № 2 «Действие прямых и обратных
связей»

1

10

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогуморальная
регуляция. П.р. № 3 «Штриховое раздражение кожи»

1

11

Спинной мозг

1

12

Головной мозг: строение и функции. Лабораторная работа № 3»
Изучение строение головного мозга»

1

К.р

Домашнее
задание

дата
план

факт

Органы чувств. Анализаторы

6

13

Как действуют органы чувств и анализаторы

1

14

Орган зрения и зрительный анализатор.
Лабораторная работа № 4 «Изучение строения и работы органа
зрения»
Практическая работа № 3 «Принципы работы хрусталика»
Практическая работа №4 «Обнаружение слепого пятна»
Заболевания и повреждения глаз

1

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы
Практическая работа № 5 «Проверьте ваш вестибулярноый аппарат»
Органы осязания, обоняния и вкуса
Практическая работа №6 «Раздражение тактильных рецепторов»
Обобщение и систематизация знаний по темам "Эндокринная и
нервная системы", "Органы чувств. Анализаторы"
Опорно – двигательная система

1

15
16
17
18

1

1
1
8

19

Скелет. Строение, состав и соединение костей
Лабораторная работа № 5 «Строение костной ткани»
Лабораторная работа № 6 «Состав костей»

1

20

Скелет головы и туловища
Лабораторная работа № 7 «Выявление особенностей строения
позвонков»
Скелет конечностей

1

22

Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов,
переломах костей

1

23

Мышцы

1

24

Работа мышц

1

25

Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной
системы
Практическая работа № 7 «Проверяем правильность осанки»
Практическая работа № 8 «Есть ли у вас плоскостопие»
Обобщение и систематизация знаний по теме "Опорно-двигательная

1

21

26

1

1

№1

система"

27

28
29
30
31
32

33

34

Кровь. Кровообращение

8

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав
Лабораторная работа №8 «Сравнение крови человека с кровью
лягушки»
Иммунитет.

1

Тканевая совместимость и переливание крови
Строение и работа сердца. Круги кровообращения
Движение лимфы.
Практическая работа № 10 «Кислородное голодание»
Движение крови по сосудам
Практическая работа №11«Измерение артериального давления»
Практическая работа №12 «Пульс и движение крови»
Практическая работа № 13 «Определение скорости кровотока в
сосудах ногтевого ложа большого пальца руки»
Практическая работа № 14 «Рефлекторный приток крови к
мышцам, включившимся в работу»
Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение
заболеваний сердца и сосудов.
Практическая работа №16 «Функциональная сердечно-сосудистая
проба»
Первая помощь при кровотечениях

1
1
1

Дыхательная система

1

1

1

1
6

35

Значение дыхания. Органы дыхания

1

36

Строение легких. Газообмен в легких и тканях
Лабораторная работа №9 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого
воздуха»
Дыхательные движения. Регуляция дыхания.
Лабораторная работа №10 «Дыхательные движения»
Практическая работа №17 «Определение жизненной емкости лѐгких»

1

37

1

№2

38

39
40

41
42

43

44
45
46
47

48
49

50

Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания.
Практическая работа №13 «Определение запыленности воздуха в
зимнее время»
Первая помощь при поражении органов дыхания
Обобщение и систематизация знаний по темам "Кровеносная система.
Внутренняя среда организма", "Дыхательная система"
Пищеварительная система

1

Значение пищи и ее состав
Органы пищеварения.
Практическая работа №14 «Определение местоположения слюнных
желез»
Зубы. Пищеварение в ротовой полости и в желудке
Лабораторная работа №11 «Действие ферментов слюны на крахмал»
Лабораторная работа № 12 «Действие ферментов желудочного сока на
белки»
Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ

1
1

Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи
и ее состав
Заболевания органов пищеварения

1

Обобщение и систематизация знаний по теме
"Пищеварительная система"
Обмен веществ и энергии

1

Обменные процессы в организме
Нормы питания
Практическая работа №15 «Функциональная проба с максимальной
задержкой дыхания до и после нагрузки»
Витамины

1
1

Мочевыделительная система и кожа

1
1

№3

7

1

1

1

3

1
6

51
52

Строение и функции почек
Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим

1
1

53
54

Значение кожи и ее строение
Нарушения кожных покровов и повреждения кожи.

1
1

№4

Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи
при тепловом и солнечном ударах
Обобщение и систематизация знаний по темам "Обмен веществ и
энергии», «Мочевыделительная система", "Кожа"
Поведение и психика

7

57

Общие представления о поведении и психике человека

1

58

1

59

Врождѐнные и приобретѐнные формы поведения.
Практическая работа №16 «Перестройка динамического
стереотипа: овладение навыком зеркального письма»
Закономерности работы головного мозга

1

60

Биологические ритмы. Сон и его значение

1

61

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные
процессы
Воля и эмоции. Внимание
Практическая работа №17 «Изучение внимания при разных
условиях»
Психологические особенности личности

1

55
56

62

63

Индивидуальное развитие организма

1
1

1

1
3

64

Половая система человека

1

65

Наследственные и врождѐнные заболевания. Болезни, передающиеся
половым путѐм

1

66

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения

1

Здоровье. Охрана здоровья человека

2

67
68

Здоровье и образ жизни. О вреде наркогенных веществ
Человек- часть живой природы

1
1

69

Урок-резерв

1

70

Урок-резерв

1

№5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».