Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени С.Х.Тубеева с.Хазнидон Ирафского района РСО-Алания Рабочая программа учебного предмета «Биология» 8 класс (УМК А.Г.Драгомилов,Р.Д.Маш) Учитель биологии: Мурадова З.Э. с.Хазнидон 2023 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета биология для 8 класса, составлена на основе: Примерной программы основного общего образования по биологии и программы Биология : 5–9 классы : программа. — М. : Вентана-Граф, 2012. — 304 с. (авторы: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А.,Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш Р.Д., Дра гомилов А.Г., Сухова Т.С. и др.) Предлагаемая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, примерной программе по биологии. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Планируемые результаты освоения учебного предмета Изучение биологии в 8 классе основной школы даѐт возможность достичь следующих результатов: Личностные: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: Учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения. Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков. Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования. Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья своего, а так же близких людей и окружающих. Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования. Метапредметные: Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. и индивидуальной учебной Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер). Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет). Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. В ходе представления проекта давать оценку его результатам. Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»). Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: o -давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; -осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; -обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей. Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата. Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задачи, инструментальные программно- аппаратные средства и сервисы. Коммуникативные УУД: Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Предметные результаты: Учащиеся должны знать: Понятия: биосоциальная природа человека, природная среда, социальная среда. Основные науки, изучающие человека, их методы исследования и практические выходы. Значение санитарно-гигиенических знаний для общества и каждого человека, роль медицинской и санитарной служб в охране экологии среды и здоровья населения. Уровневую организацию человеческого организма, включая клеточный, тканевый, органный, системный, организменный и поведенческий уровни. Состав и свойства внутренней среды, гомеостаз; основные свойства крови, лимфы и тканевой жидкости; природу иммунитета. Строение и функции основных систем органов, включая систему органов иммунитета; причины тканевой совместимости. Нервную и эндокринную регуляцию исполнительных систем, значение прямых и обратных связей; основные закономерности высшей нервной деятельности. Индивидуальное развитие организма. 2.СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА "Биология.Человек ", 8 класс (70 часов -2 часа в неделю) 1.Общий обзор организма человека. (6 ч) Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Ее преимущества и издержки. Зависимость человека как от природной, так и от социальной среды. Значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих. Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно-гигиеническая служба. Функции санитарно-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность людей, нарушающих санитарные нормы общежития. Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни. Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление. Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы. Уровни организации организма. Орган и системы органов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вырабатываемых ими гормонов. Лабораторная работа № 1 «Действие каталазы на пероксид водорода» Лабораторная работа № 2 «Клетки и ткани под микроскопом» Практическая работа №1 «Изучение мигательного рефлекса и его торможения». Виртуальная экскурсия «Происхождение человека» 2. Эндокринная и нервная системы. (6ч) Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и с гиперфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам. Практическая работа№2 «Изучение действия прямых и обратных связей» Практическая работа №3 «Штриховое раздражение кожи» Лабороторная работа №3 «Изучение функций отделов головного мозга» 3. Органы чувств. Анализаторы. (6ч) Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира. Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения. Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат – орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов. Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Лабороторная работа №4 «Исследование реакции зрачка на освещённость», Практическая работа №4 «Исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна» Практическая работа №5 «Оценка состояния вестибулярного аппарата» Практическая работа №6 «Исследование тактильных рецепторов» 4. Опорно-двигательная система. (8 ч) Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц. Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения. Лабораторная работа№ 5«Строение костной ткани». Лабораторная работа№ 6 «Состав костей» Практическая работа №7 «Исследование строения плечевого пояса и предплечья» Практическая работа №8 «Изучение расположения мышц головы» Практические работы №9 «Проверка правильности осанки», №10 «Выявление плоскостопия», №11 «Оценка гибкости позвоночника» 5. Кровеносная система. Внутренняя среда организма. (8 ч) Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови. Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови – проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета. Сердце и сосуды – органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Болезни сердечнососудистой системы и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях. Практическая работа №12 «Изучение явления кислородного голодания» Практические работы №13 «Определению ЧСС, скорости кровотока» №14 «Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу» Практическая работа №15 «Доказательство вреда табакокурения» Практическая работа №16 «Функциональная сердечно сосудистая проба» 6. Дыхательная система. (6 ч) Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань – орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочные плевры, плевральная полость. Обмен газов в легких и тканях. Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляции дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца. Лабораторная работа № 7«Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» Лабораторная работа № 8 «Дыхательные движения» Практическая работа №17«Измерение обхвата груд ной клетки» Практическая работа № 18 «Определение запылённости воздуха». 7. Пищеварительная система. (7ч) Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуляция пищеварения. Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье. Практическая работа №19 «Определение место положения слюнных желёз» Лабораторная работа № 9 «Действие ферментов слюны на крахмал» Лабораторная работа № 10 «Действие ферментов желудочного сока на белки» 8. Обмен веществ и энергии. (3 ч) Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, D. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А ("куриная слепота"), В1 (болезнь бери-бери), С (цинга), D (рахит). Их предупреждение и лечение. Практическая работа № 20 «Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки» 9. Мочевыделительная система и кожа (6 ч) Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон – функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти – роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи (стригущий лишай, чесотка); их предупреждение и меры защиты от заражения. Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах. 10. Поведение и высшая нервная деятельность (7ч) Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения – торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие. Воля, эмоции, внимание. Анализ волевого акта. Качество воли. Физиологическая основа эмоций. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания. Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.. Практическая работа №21 «Перестройка динамического стереотипа» №22 «Изучение внимания» 11.Половая система. Индивидуальное развитие организма. (3 ч) Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская половая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея). Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля – Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека. Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей. 12. Здоровье и охрана здоровья(2ч.) Вред наркогенных веществ, их влияние на различные органы. Человек - часть живой природы. Роль человека в живой природе влияние экологических факторов на человека: человек как часть живого вещества биосферы; влияние абиотических факторов (кислорода, воды, света, климата) и биотических факторов на человека как часть живой природы; влияние хозяйственной деятельности на человека; человек как фактор, значительно влияющий на биосферу. - влияние человека на биосферу: история отношений человека и биосферы; причины усиления влияния человека на природу в последние столетия; глобальные экологические проблемы; загрязнение атмосферы и увеличение концентрации углекислого газа; загрязнение и разрушение почв; радиоактивное загрязнение биосферы; прямое и косвенное влияние человека на флору и фауну; природоохранительная деятельность человека; экологическое образование; ноосфера. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ тема Количество часов В том числе теоретических практических Введение Общий обзор организма человека Регуляторная система организма 6 6 6 6 Органы чувств. Анализаторы Опорно-двигательная система Кровь и кровообращение Дыхательная система Пищеварительная система Обмен веществ и энергии. Витамины Мочевыделительная система и кожа Поведение и психика Индивидуальное развитие организма Здоровье и охрана здоровья Уроки-резервы Итого 6 8 8 6 7 3 6 7 3 2 2 70 6 8 8 6 7 3 6 7 3 2 + ++ + + + 70 7 обязательных , практических работ + Календарно-тематическое планирование по биологии , 8 класс № урока 1 Тема раздела, урока Введение: биологическая и социальная природа человека Организм человека. Общий обзор Колво часов 1 5 2 Науки об организме человека 1 3 Структура тела. Место человека в живой природе. Происхождение человека. Расы. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Лабораторная работа №1 «Действие каталазы на пероксид водорода 1 5 Ткани. Лабораторная работа № 2 «Клетки и ткани под микроскопом» 1 6 Системы органов в организме. Уровни организации организма 1 4 Регуляторные системы организма 1 6 7 Общие принципы регуляции жизнедеятельности организма. Гуморальная регуляция. Эндокринная система. 1 8 Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма 1 9 Значение, строение и функционирование нервной системы. Нервная регуляция. П.р. № 1 «Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение», П.р. № 2 «Действие прямых и обратных связей» 1 10 Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция. П.р. № 3 «Штриховое раздражение кожи» 1 11 Спинной мозг 1 12 Головной мозг: строение и функции. Лабораторная работа № 3» Изучение строение головного мозга» 1 К.р Домашнее задание дата план факт Органы чувств. Анализаторы 6 13 Как действуют органы чувств и анализаторы 1 14 Орган зрения и зрительный анализатор. Лабораторная работа № 4 «Изучение строения и работы органа зрения» Практическая работа № 3 «Принципы работы хрусталика» Практическая работа №4 «Обнаружение слепого пятна» Заболевания и повреждения глаз 1 Органы слуха и равновесия. Их анализаторы Практическая работа № 5 «Проверьте ваш вестибулярноый аппарат» Органы осязания, обоняния и вкуса Практическая работа №6 «Раздражение тактильных рецепторов» Обобщение и систематизация знаний по темам "Эндокринная и нервная системы", "Органы чувств. Анализаторы" Опорно – двигательная система 1 15 16 17 18 1 1 1 8 19 Скелет. Строение, состав и соединение костей Лабораторная работа № 5 «Строение костной ткани» Лабораторная работа № 6 «Состав костей» 1 20 Скелет головы и туловища Лабораторная работа № 7 «Выявление особенностей строения позвонков» Скелет конечностей 1 22 Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей 1 23 Мышцы 1 24 Работа мышц 1 25 Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы Практическая работа № 7 «Проверяем правильность осанки» Практическая работа № 8 «Есть ли у вас плоскостопие» Обобщение и систематизация знаний по теме "Опорно-двигательная 1 21 26 1 1 №1 система" 27 28 29 30 31 32 33 34 Кровь. Кровообращение 8 Внутренняя среда. Значение крови и ее состав Лабораторная работа №8 «Сравнение крови человека с кровью лягушки» Иммунитет. 1 Тканевая совместимость и переливание крови Строение и работа сердца. Круги кровообращения Движение лимфы. Практическая работа № 10 «Кислородное голодание» Движение крови по сосудам Практическая работа №11«Измерение артериального давления» Практическая работа №12 «Пульс и движение крови» Практическая работа № 13 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки» Практическая работа № 14 «Рефлекторный приток крови к мышцам, включившимся в работу» Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Практическая работа №16 «Функциональная сердечно-сосудистая проба» Первая помощь при кровотечениях 1 1 1 Дыхательная система 1 1 1 1 6 35 Значение дыхания. Органы дыхания 1 36 Строение легких. Газообмен в легких и тканях Лабораторная работа №9 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Лабораторная работа №10 «Дыхательные движения» Практическая работа №17 «Определение жизненной емкости лѐгких» 1 37 1 №2 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. Практическая работа №13 «Определение запыленности воздуха в зимнее время» Первая помощь при поражении органов дыхания Обобщение и систематизация знаний по темам "Кровеносная система. Внутренняя среда организма", "Дыхательная система" Пищеварительная система 1 Значение пищи и ее состав Органы пищеварения. Практическая работа №14 «Определение местоположения слюнных желез» Зубы. Пищеварение в ротовой полости и в желудке Лабораторная работа №11 «Действие ферментов слюны на крахмал» Лабораторная работа № 12 «Действие ферментов желудочного сока на белки» Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ 1 1 Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и ее состав Заболевания органов пищеварения 1 Обобщение и систематизация знаний по теме "Пищеварительная система" Обмен веществ и энергии 1 Обменные процессы в организме Нормы питания Практическая работа №15 «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки» Витамины 1 1 Мочевыделительная система и кожа 1 1 №3 7 1 1 1 3 1 6 51 52 Строение и функции почек Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим 1 1 53 54 Значение кожи и ее строение Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. 1 1 №4 Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах Обобщение и систематизация знаний по темам "Обмен веществ и энергии», «Мочевыделительная система", "Кожа" Поведение и психика 7 57 Общие представления о поведении и психике человека 1 58 1 59 Врождѐнные и приобретѐнные формы поведения. Практическая работа №16 «Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма» Закономерности работы головного мозга 1 60 Биологические ритмы. Сон и его значение 1 61 Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы Воля и эмоции. Внимание Практическая работа №17 «Изучение внимания при разных условиях» Психологические особенности личности 1 55 56 62 63 Индивидуальное развитие организма 1 1 1 1 3 64 Половая система человека 1 65 Наследственные и врождѐнные заболевания. Болезни, передающиеся половым путѐм 1 66 Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения 1 Здоровье. Охрана здоровья человека 2 67 68 Здоровье и образ жизни. О вреде наркогенных веществ Человек- часть живой природы 1 1 69 Урок-резерв 1 70 Урок-резерв 1 №5